ПОЗНАЮЩЕЕ «Я»

                                                              ПОЗНАЮЩЕЕ «Я»

                                                                 У человека есть только один тиран – невежество.
                                                                                                                                          Гюго.

 

 

         Можем ли мы с полной уверенностью сказать, что именно является органом познания. Понятно, что в отсутствии мозга невозможен никакой умственный процесс. Но достаточно ли одного мозга для познавательной деятельности? Может, в этом задействована вся человеческая система?

         Изучающий рассудок должен вывести нас за пределы общепринятых представлений. И первое, что необходимо сделать – это понять, что мы еще чрезвычайно невежественны для объяснения многих вещей. Наука продвинулась далеко с нашей точки зрения, но мир сложен и бесконечен. Его надлежит изучать, не отвергая то, что не соответствует нашей логике. Великий Лавуазье в свое время говорил, что камни с неба падать не могут. Оказывается, вполне себе могут. «Спокойной скромности утверждений обыкновенно сопутствует истинно научное, а там, где хлестко и с судейскими приемами стараются зажать рот всякому противоречию, истинной науки нет» (Менделеев).

         То, что в одни времена считалось мракобесием, в другие стало реальностью. «Многие великие истины были сначала кощунством» (Ш.Бернард). Ученый-физик М.Заречный в своей книге « Квантово-мистическая КАРТИНА МИРА» говорит о том, что где-то в глубине нас сидит потребность сводить все явления окружающего мира к простым и уже известным нам образам и соотношениям. И если мы сталкиваемся с чем-то радикально новым, это нередко вызывает раздражение и скептицизм, а иногда и агрессию. Он задается вопросом, что заставляет нас наматывать круги по привычным житейским траекториям, когда каждому открыта дверь неповторимости, глубины и яркости любого мгновения.

         Никто с научной точки зрения не объяснит нам явление Я. То, что никак и ничем нельзя измерить, наукой напрочь отвергается. Мистический путь вообще не для неё. Возвращаясь вновь к книге Михаила Заречного, хотелось бы особо подчеркнуть его основную в ней мысль: «Одной из наших задач будет разобраться в мистической картине мира с позиции последних достижений квантовой физики». Он говорит о стыке науки и древних знаний, мировоззрении, способном дать основу для понимания мира во всех слоях и на всех глубинах Бытия, и в корне изменить представление человека о себе и стоящих перед ним задачах. Для меня очень важны его слова о том, что нам с вами, живым и чувствующим существам, описание происходящего должно включать не только объективные данные и закономерности, но и субъективный аспект: что мы испытываем, переживаем, чувствуем. Есть не только Познаваемое, но и Познающий. Он не отрицает мистический путь познания себя, своей безграничности и богоподобности и поясняет, что слово «мистика» относится не столько к таинственным историям и ритуалам, сколько к восприятию существования поиска и осуществления Истины в себе. М. Заречный указывает на таких мистиков, как Будда, Хуэй-нэнь, Григорий Сковорода и многих других, кто оставил нам точнейшие указания на двери, за которыми открывается путь к познанию себя и мира и призывает широко пользоваться их бесценными подсказками.

         «Лишь то имеет смысл, что поддерживает и помогает эволюции и природы человека, его росту или, скорее, постепенному раскрытию и обнаружению его высшего «Я» и его духа» (Шри Ауробиндо «Синтез Йоги»).

         Непостижимый мир осваивается человечеством по крохам. Жизненная природа человека всегда жаждет познавательной деятельности. Но тот, кто высокомерно заявляет, что уже знает, находится в божественной самозаконченности. Его можно с этим поздравить.

         «Сущность йогического продвижения состоит в переходе человеческой души от эгоистического состояния сознания, поглощенного видом и привлекательностью внешних объектов, к более высокому, при котором Трансцендентное и Универсальное может вливаться в форму индивида и преображать ее» (Шри Ауробиндо «Синтез Йоги»).

         Внутри нас присутствует Высший Мастер, Божественная Личность, Мыслитель, Высшая Душа, назовите как угодно, благодаря чему мы способны проникнуть в истинную сущность нашего бытия, жить более широкой жизнью, постичь смысл наших испытаний и страданий, узнать Божественное водительство. Отдельные личности устремлены к открытию в себе этой высшей данности. Большинство же из нас не испытывает в этом никакой необходимости. Меркантильные запросы нашего ума, а именно: достичь материального благосостояния, получить наслаждение от владения, доминирования, власти и т.п. становятся ведущими, основополагающими, лишая нас тем самым всего настоящего, жизнеутверждающего. В одном случае высшее существо внутри нас создает мощный импульс для познавательной деятельности, осмысленной жизни, безостановочного развития и подлинного самораскрытия, в другом случае импульс исходит от «эго», которому безразлично всё великое и совершенное и которое довольствуется ничтожно малым в духовном плане, его вполне устраивает животная ступень. Следует отметить, что бессмысленность существования может иметь место даже при кажущихся достижениях. Иногда сова в дупле полезнее проводит время (выражение Шри Ауробиндо).

         Мы желаем какими-то немыслимыми способами достичь мудрости. А между тем все мгновения жизни наполнены этой мудростью, нужно только иметь большую душевную чуткость, чтобы ее замечать. Мудрость можно собирать и накапливать из повседневной жизни, а можно обойти всю землю в поисках мудреца, который приблизил бы нас к пониманию этой мудрости, но так же к мудрости можно двигаться через себя, своё сердце и разум. Душа, являясь частицей Бога, знает Его и прибывает в Нем. Одновременно она пребывает и в нас. Являясь посредником между Богом и человеком, Душа осуществляет великий труд по возвышению нашего существа до божественных пределов, если, конечно, человек не сопротивляется этому всеми своими силами. Ведь на поверхности его ума и сознания лежат совсем иные задачи. Совместить обе стороны себя он не в состоянии, поскольку ему неизвестны задачи Души. Он думает, что он только тело.

         Можно из самого лучшего плана сделать курятник. «Не взять то, что даровано Небом, значит, себя наказать» (Сведенборг).

         «Жизнь коротка, энергия – ограничена, не стоит отвлекаться на вопросы, которые не ведут к просветлению», – учил Будда. («Буддийские притчи»).

         Познающее «я» – это не просто действующий разум. Это устремленность всей человеческой системы к информационному потоку не только в целях самоактуализации и поддержания равновесия и гармонии с самим собой, но и со всей Вселенной. Согласно Роджерсу, самоактуализация – это та сила, что заставляет человека развиваться на самых различных уровнях – от овладения моторными навыками до высших творческих взлетов. Это полностью функционирующая личность.

         Покидая путь дикаря, мы устремляемся к высшему. Это великая радость. Если ум поражается беспредельностью космоса, если он сосредоточен на удовольствии познания, если его притягивают тайны космической вечности – ты уже на высшем пути. И это начало качественно новой ступени развития. Можно радоваться! «Можно радоваться постоянно новым путям, таким же неисчислимым, как светила небесные» (Н. Рерих «Семь Великих Тайн Космоса»).

         «Я» – это высший аспект человека, следовательно, движение к этому аспекту можно охарактеризовать как внутренний эволюционный процесс, дающий труженику много новых перспектив. Труден ли этот путь? Бесспорно, непрост, но другого пути не существует. Трудность, прежде всего, состоит в том, что наше слияние со всеми своими псевдо-я настолько сильно и даже органично, что мы не представляем себя без них. Этот альянс мы называем собою. Но это не мы, а слепленные наобум, вслепую и наспех существа с кучей я-образований. Себя настоящих мы не знаем. Так и идём по жизни со словами: во мне нас много. Мне это известно не из книг, а из собственных наблюдений и практических действий по устранению того, что мною не является. Это целый путь. Долгий и кропотливый. Когда узнавание себя становится основной целью жизни. А затем уже движение дальше, где необходимо изучить простейшие закономерности событий, а за ними и более сложные вещи.

         Путь открывает намерение. Надо быть только очень внимательным в этот период к входящим событиям, людям, мыслям, книгам, телепередачам и т.п. Требуется понимание, что всё это неслучайно, их появление становится направляющим элементом. Это потом ваш поезд встанет на рельсы, и вы будете видеть, что там за окном, а вначале пути ничего непонятно. Ум не может уловить знаки. Вы растеряны. Начинаете нервничать, сбиваться с пути и даже приходит желание сойти с него, чего делать совершенно не нужно. Пройдёт время и всё устаканится. Так бывает у всех.

         Одному идти трудно, нужен учитель. Он сэкономит не только ваше время, но и нервы, не даст выбиться из определённого настроя и состояния, а также с намеченной линии движения.

         Процесс внутреннего восхождения требует сосредоточенности и постоянства. Это главное условие. Сиюминутный эмоциональный порыв не даст результатов. От самовоспитания мы направляем свои стопы к тому развитию, опыту, который превосходит житейский, обыденный. Это движение по ступеням знания, где из мрачных облаков подобно молниям вспыхивают сверхразумным светом вдохновение, озарение, интуиция.

         Таким образом, познающее «я» – это не просто познающий рассудок, некая умственная логическая деятельность, а глобальный процесс, сверхлогический, к коему относятся все вышеперечисленные вестники более высокого плана знания, пребывающие в свете истины и которые своевременно нисходят на более низкий уровень сознания человека.

 

 

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>