САМОВОСПИТАНИЕ

                                                                       САМОВОСПИТАНИЕ

 

 

                                                      Никто не становится хорошим человеком случайно

                                                                                                                             Платон       

 

 

      Осмысливать себя самостоятельно невероятно трудно, для этого рядом нужен компетентный человек. Не всегда наш рассудок адекватен в оценке того, каковы мы есть на самом деле. Не так просто обрести навык видеть себя в истинном свете. И тем более непросто принять то, что увидел. Ложная успокоенность тут же улетучивается, рассеяв удивительно светлые впечатления о себе.

      Поверьте, каждому из нас есть над чем в себе поработать и что преобразовать. А если вы во всём прекрасны и не к чему уже стремиться, вас можно поздравить: вы – бог!

      Голос истины противен слуху. Так сказал Лао-Цзы.  Но лишь голос истины поможет нам избавиться от путаницы в сознании. Мы должны знать о себе правду и на её основе творить себя. А затем уже по желанию двигаться дальше в глубины своего существа, познавая свое божественное «Я». «Центральной целью познания является раскрытие «Я», нашего истинного самосуществования» (Шри Ауробиндо).

      Шри Ауробиндо также говорил о том, что человек должен развить и определить себя внутри; решение лежит между Богом и нашим «Я», а также он подчеркивал, что каждый из нас должен быть управляем хорошо упорядоченным сознанием.

      К переплавке себя, к радикальным духовным переменам нужна абсолютная внутренняя готовность. Путём настойчивого старания можно качественно изменить свою натуру, перестав пользоваться извороливостью ума, выгораживая свои недостатки и даже порочности, умудрившись придать им форму достоинств. «И гордыня прикидывается высотой души» (Большая Книга афоризмов).

      С самого раннего возраста мы подвергаемся определённому воздействию со стороны взрослых. Они нас формируют. И, ни дай бог, если в этом процессе принимают участие некомпетентные и слаборазвитые личности. Они определённо нанесут непоправимый вред не только тем, кого воспитывали, но и себе лично. Однажды плоды их трудов свалятся на их же голову.

      Здравомыслящие родители ознакомят ребёнка с системой ценностей, введут в понимании многих вещей, чем предостерегут их от проблем и многих бед в будущем.

      Однако нередко своих детей мы склоняем ко всему внешнему, культивируем чувство этого внешнего. Мы  даем им какие-то выгодные рекомендации, направляя их тем самым по пути пустому и ложному, порой даже непредсказуемому и опасному. Мы предлагаем им выгоду, а иногда и путь грешника. Их горизонт становится ограниченным, взгляд близоруким и человек не видит картину мира во всей его истинности. «Сегодня иллюзия является настолько мощной, что лишь немногие люди имеют достаточно развитый разум, но и они находятся под контролем общих иллюзорных мыслеформ, произрастающих из низших уровней личности и чувственной природы человека» (А.Бэйли).

      Иногда мы не осознаем, что являемся по отношению к своим детям настоящими предателями. Нам нечего им показать на собственном примере. Не развиваясь сами, мы не способны дать им что-то важное и стоящее. Вот и выходят они в свободное плавание со слабым разумением.

      Мы советуем своим детям идти по жизни с гордо поднятой головой, не провозгласив при этом одну простую истину: развивайся так, чтобы не стыдно было гордо поднять свою голову. Нельзя быть гордым прежде, чем станешь человеком.  А как станешь человеком, такая потребность отпадет сама собой. Появится естественная скромность, возвышающая тебя. Попутно скажу, что гордость и горделивость это две разные вещи. Горделивость идет от гордыни, а гордость сродни человеческому достоинству. И одна произрастает из низших качеств человеческого существа, а другая из нравственных у личности сложившейся, зрелой, со сформированными взглядами и высшими ориентирами.

      Как часто мы обедняем своих детей тем, что не преподносим им уроки мудрости, накопленные человечеством веками. Как редко сегодня родители говорят с детьми языком этой мудрости. О практичности духовности они могут и вовсе не знать. Мы не объясняем им, что путём добра идти гораздо выгоднее, радостней и легче, чем затратным путём лжи и зла. Всё воспитание ребёнка порой сводится лишь к тому, чтобы одеть, обуть и проверить уроки.

      Мир богат личностями. Примеров много. Но говорим ли мы об этом в семье. Настроены ли уши наших детей на восприятие прекрасного и достойного. И способны ли они понять, что можно жить не громкой жизнью, но настоящей. Воспитываем ли мы в них скромность и непритязательность.

      Великое благо, когда в твоей жизни по счастливой случайности кто-то смог развернуть твои мозги в нужную сторону, заставить посмотреть на мир и на себя шире и осмысленнее. Этот момент знаменателен тем, что разрушаются все ветхие основы физической жизни, а на их место внутри тебя начинают воздвигаться новые образцы истины, добра и красоты, всколыхивая в тебе какую-то мощь. Ты приходишь к необходимому пониманию и готов полноценно самоопределиться.

      Человек всегда искал сам себя, осмыслял, изучал свои возможности, испытывал на прочность и определял пути личного развития. Путь велик: от простого самовоспитания до глобального духовного самораскрытия. «Побеждает тот, кто переходит в наступление» (Отец Алипий). Только очень чистым сердцем можно осилить великую духовную громаду.

      «Народу много, а людей немного» (Др. Греция).

      Многое в нашем развитии зависит  от запросов ума. Многим движет внутренняя природа, побуждая к осуществлению непременных задач. Ум и душа в совокупности предопределяют жизненный путь человека, его судьбу, они же накладывают отпечаток на его внешний вид, образ мысли и поведение. Согласитесь, мудрец и глупец выглядят, чувствуют и мыслят кардинально по-разному, соответственно, и действуют. Они живут в разных мирах и имеют разные потребности и способности. Но как узнать к какой категории относишься ты? Очень просто: глупец всегда приписывает себе мудрость, а мудрец её имеет, не выставляя на показ. Мудрец знает, а глупец думает, что знает. Глупец кичится, а мудрец скромен, тих и сосредоточен. В глупце много наносного, мудрец же всегда искренен и прост. Глупость заносчива. Она и криклива, и горделива, и обидчива, и навязчива, она всегда беспокойна. Мудрец спокоен и миролюбив. Мудрец – источник, а глупец – болото. Мудрец строг к себе, а глупец – к  другим. Глупцы презирают мудрость, об этом еще сказано в притчах Соломона: «Глупцы только презирают мудрость и наставление». А Др. Индийская мудрость гласит: «Давать советы глупцу – только злить его». Глупец способен демонстрировать свою враждебность, мудрец же  сдержан и снисходителен. Глупец не видит своих заблуждений в силу изъянов своего ума и потому их не признает, неотступно упорствуя в доказательствах своей правоты. Кто-то мудрый сказал: «Мы можем заблуждаться, но упорствовать в заблуждении может только глупец». Мудрец имеет чувствительное сердце и понятливый ум для восприятия истины. Глупец видит истину через немытые окна своей души. Внутренняя чистота мудрости способна замечать прекрасное. Апостол Павел заповедует: «Для чистых всё чисто». Глупец жаждет признания, а мудрец не нуждается в почестях. Глупец эгоцентричен и осознанно или нет, стремится иметь власть над другими, мудрец лишь над собой. Мудрец самодостаточен, глупец обделён. От того один непоколебимо спокоен, а другой суетен. С больным самолюбием он крайне обидчив, при этом смело наносит обиды другим. Мудрец всегда опирается на разум и законы сердца и на этой основе выстраивает свое поведение. «Мой разум – основа моего поведения, а мое сердце – мой закон…» (Марешаль). Глупец безрассуден, отчего и непредсказуем, это человек, находящийся в состоянии войны с самим собой, а значит и с окружающим миром, зачастую совершенно не подозревая об этом. Эгоизм и гордыня не позволят ему заметить бревно в своем глазу.

      О глупости человеческой можно говорить до бесконечности. Тема важная в разделе самовоспитания. Её необходимо раскрыть более полно, опираясь при этом на научные сведения по патопсихологии и психопатологии. Иногда ведь болезнь управляет человеком и этого нельзя не учитывать.

      Здоровая личность всегда стремится к прогрессу. Она обязательно совершенствует себя и в мир привносит много полезного. У неё для этого есть необходимый потенциал.

      Для каждого из нас имеет значение качество нашей жизни, мы стремимся к максимальной в ней комфортности и безопасности. Инстинкт самосохранения заставляет нас совершенствовать себя и мир вокруг себя. Поэтому и уделяем много внимания воспитанию и самовоспитанию.

      «Везде мы вверены себе самим, И сами счастие своё творим» (Оливер Голдсмит).

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>