ЗАКОН ПРИЧИНЫ И СЛЕДСТВИЯ

                                                  ЗАКОН ПРИЧИНЫ И СЛЕДСТВИЯ

 

 

                                                              «БОГ – не Разум, но Причина, по которой есть Разум;                                                                 

                                                                БОГ – не Дух, но Причина, по которой есть Дух;                               

                                                                 БОГ – не Свет, но Причина, по которой есть Свет»

                                                                                                      («Книга исхода при свете дня»)

 

     Любой вопрос космического масштаба необходимо рассматривать в соответствующем диапазоне. Узкий субъективный взгляд здесь неуместен. Посредственное не может объяснить Божественное. Низшее не способно видеть Высшее.

     Божественное непостижимо. Ум бессилен перед этой непостижимостью. Он не может объять необъятное. А то, что не охватить ни умом, ни взглядом, нет возможности и выразить словом. «Мы можем сознавать неограниченное, но мы не можем его выразить. При нашей попытке его выразить, мы его ограничиваем, и оно уже не   безгранично» (С.Вивекананда «Радаж-Йога»).

     И всё же, как не предаться рассуждению о божественном пусть даже на своем ничтожном уровне. Как не устремить свой взгляд в небесную синь. Ведь мы существа мыслящие и нуждаемся в понимании. Да, мы пытаемся перескочить через голову и, не познав себя, уже разгадываем Бога. Мы в себе не нашли единство, а хотим понять единство бесконечности. Мы стремимся познать то одно, из чего произошло все разнообразное, то Единое, которое существует как многое. Но таков человек! Он хочет всё успеть на своем веку и потому форсирует события.

     Мы нуждаемся в понимании, ищем ясности и на этом строим свой путь развития. Всю свою жизнь мы находимся в поиске. Хоть какой-то проблеск истины для нас очень важен. Мы хотим получить ответ на вопрос о значении бытия, познать подлинную природу человека, выявить соотношение свободы и предопределенности и т.п.

     Кто нас чему научит? Кто разъяснит, не исказив истины? Наука? Но когда? И когда она будет едина в своем мнении? А если еще учесть научные аферы, то мы ещё нескоро приблизимся к истине.

     Свами Вивекананда (1863-1902) – индийский мыслитель-гуманист говорит в своих лекциях о том, что человек нуждается в истине, ему необходимо убедиться в ней лично, овладеть ею, удостовериться в ней, чувствовать её в глубине своего сердца. «Наука Раджа-Йога предлагает человечеству практический и научно выработанный метод убедиться в этой истине. Эта наука, прежде всего, преследует цель дать человечеству средства для наблюдения внутренних состояний; орудие для этого – сам разум. Сила внимания разума, будучи правильно руководима и направлена на внутренний мир, исследует сознание и освещает для нас факты. Силы разума подобны рассеянным лучам света: будучи сосредоточены, они освещают всё. Это единственный источник знания находящийся в нашем распоряжении. Чем более сосредоточен разум, тем больше силы будет вызвано для приложения к отдельной точке» (С.Вивекананда «Раджа-Йога»).      

     Истина одна и она не может быть разной в разных устах. И если научных взглядов по одному и тому же вопросу может быть несколько, то знание, которым овладевают посвященные едино и путь к нему один. Истина одна и мудрецы всех времен и народов постигали её одним и тем же способом, если только не снисходила благодать свыше.

     С.Вивекананда говорил: «Сосредоточение ума служит источником всех знаний. Посредством правильной практики ум постепенно постигает всё новые и новые факты».

     Сосредоточим в таком случае свой ум на теме причинно-следственной связи, которая среди прочих занимает не последнее место в исследованиях человека. Мне давно хотелось самой осветить её для себя. Прочитанное почему-то не вполне удовлетворяет, а «высокого» учителя у меня нет, и вот с большой осторожностью пытаюсь рассуждать сама, на своём уровне, войдя в определённую сосредоточенность.

     Вполне можно допустить такую мысль, что на все есть причина. А коль есть причина, то появится и следствие. Одно вытекает из другого.

     Бог – есть Причина Всего Сущего, Он создает все Причины. Он же является Всем Сущим. Но что стало Причиной Бога? …? Получается: Причина в Причине? Бог в Боге? Бог Сам в Себе? И точки отсчета нам не найти? Ведь Бог тоже должен быть Следствием какой-то Причины?!

     Скорее всего Бог Сам есть Причина и Сам же Следствие. «Бог сотворяет, но не был сотворен; Он – творец собственной формы и создатель Своего тела» («Книга исхода при свете дня»).

     Хорошо! Пусть будет так. Но зачем всё это? И для чего? Имеется в виду Всё Сущее?! И наша жизнь с нескончаемыми мучениями?

     Рассуждаем дальше. Бог – Причина Всего Сущего. Бог Сам Себе и Причина, и Следствие одновременно. Его Временные Параметры – Вечность. Бог есть Жизнь. И творит Он Жизнь. Он – Животворящая Сила.

     Бог творит Жизнь. То есть Он Творит Сам Себя как Жизнь, как Закон. Вопрос «зачем» сугубо человеческий. У Бога нет вопросов и нет ответов. Это Явление и всё. Всё является Жизнью. Без вопросов и ответов! Всё есть Жизнь и Закон. Из одного вытекает другое и одно втекает в другое.

     Законы Жизни неизменны, их нельзя пересмотреть, обойти, нарушить. Это механизмы Жизни, то есть Бога. Закон осуществляет Жизнь и, наоборот, Жизнь осуществляет Закон. Все едино: Жизнь и Закон. В этом вся Истина. А наши мучения исходят из нарушения Законов, создающих Жизнь. Мы настолько смертны, что не нуждаемся в жизни. Мы ею пренебрегаем. Нам дали попробовать жизнь, а мы её и не приняли, или приняли, но только отчасти. Нам позволено пробовать ещё множество раз, пока не научимся «хотеть» жить, воспринимая жизнь во всей её полноте как Явление, как Закон. Но это будет уже совсем иная ступень нашего развития. А пока что для Бога мы существа одноклеточные и сроки жизни у нас соответствующие. Свою одноклеточность мы не осознаем, думаем, что великие. А живем пока что в пределах программы как раз таки одноклеточных. Разовьёмся, естественно. Но пройдёт много времени. Ускориться не можем. Как плод в чреве матери не способен ускориться в своем развитии, так и человечество не может перескочить через ступени своего развития. И, тем не менее, у нас есть все возможности менять себя качественно через свое сознание. «У большей части человечества сознание вполне подчинено телу; оно у него очень мало развито. Огромная масса людей в этом отношении очень мало ушла от животных. Больше того, во многих случаях власть над собою у людей – только немногим выше, чем у низших животных; мы очень мало имеем власти над нашим сознанием» (С.Вивекананда «Раджа-Йога»).

     Причину и следствие нельзя рассматривать лишь только с позиции человеческих поступков. Данный феномен нуждается в рассмотрении с точки зрения целого. И даже если мы будем рассматривать причинно-следственную связь, включив время, пространство и человечество, это ещё не будет являться целостным взглядом и абсолютно адекватным.

     Мы хотим проникнуть в тайну тайн. Это невозможно. Следовательно, всему мы будем придавать сугубо свой окрас, и приходить к предельно узкому умозаключению. Но и даже банальная интерпретация вопроса имеет под собой реальную основу.

     «Что посеешь, то и пожнёшь». Это совершенно верно. Но тогда как объяснить с данной позиции, что могла посеять собака, замученная каким-нибудь ублюдком, или воробей, которого налету пронзила своим клювом ворона, а затем его распотрошила и склевала. Примеров жуткой смерти масса. В чем провинились те живые существа, которые не отклоняются от законов природы. Они ведь тоже каким-то образом попадают в силки судьбы и гибнут не по своей вине.

     У всего сущего есть своя судьба одноклеточное ли это существо или гигантская звезда, человек или насекомое, всё имеет свой конец и обстоятельства жизни. Поэтому нам, видимо, нужно пока что говорить о нравственном подходе к жизни, непререкаемом по чистоте и ответственности, чтобы не причинять вреда. А у зла размеров не бывает.

     Мы можем предположить на своём человеческом уровне, что существует некое неукоснительное Высшее Правило: «НЕ НАВРЕДИ». Кстати, сегодня в среде ученых есть те, кто считает, что Космос – это территория нравственности, куда нельзя беспардонно врываться с корыстными целями. Так вот, данное Высшее Правило учит нас жить в согласии со всем сущим и его нарушение чревато. Следовательно, посеешь причину, пожнёшь следствие. Но следствие появится только у нас людей и больше ни у кого. Богу мы не угроза. Мы можем уничтожить сами себя, но уничтожить планету нам никто не позволит. Мы можем вытворять над собой всё что угодно, это мало кого беспокоит кроме нас самих. Мы дикое племя и только учимся жить. Мирными станем ещё нескоро. Духовная работа не входит пока что в планы нашего разума на серьезном уровне. К высшему не пускает наше низшее. Вот и получаем ровно то, что заслуживаем.

     «Не навреди! Нет высшей добродетели, чем не причинение вреда. Нет высшего счастья, чем когда человек достиг состояния не причинения вреда никакому творению…» (Вивекананда «Раджа-Йога).

     «Путем упражнения в правдивости, путем отречения от всех форм эгоистических стремлений, путем воздержания от причинения вреда другим …упорядочивается чистое, радостное и ясное состояние ума» (Шри Ауробиндо «Синтез Йоги»).

     Боги оставили нам высшие ориентиры, чтобы мы могли ими воспользоваться. Так они выразили свою заботу о нас. Они желали нам духовного расцвета и совершенного разума. Человечество должно осознавать важность нравственного развития для своего счастливого жизнеустройства. Только в этом и есть наше спасение.

     Для нас на Земле созданы все условия для прекрасного существования. Всё учтено, всё выверено. Мы любимы теми, кто нас породил. А между тем даже к восприятию добра и любви необходимо быть готовым. Для этого нужна особая душа. В не развернувшихся чувствах благодать не удержится, человек вообще на неё не откликнется. Человеческое существо настолько еще «условно», что ему не под силу всё истинное, настоящее. А что уж говорить о великом. Для приятия великого должно быть уготовано великое вместилище – душа. Вспомним: Господь заботился о людях, учил, наставлял, а они прибили его к кресту.

     Однако как постичь истину? Как проникнуть в тайну бытия? В порядок вещей?

     Для истины мы слишком малы. Даже наука мала. Мы живем в условиях своих собственных представлений, они несовместны с истиной. Для объективности нужны другие мозги, другое сознание. А пока что мы видим один лишь мираж, возникающий в наших глазах. И, тем не менее, мы стремимся прозреть, развить зачатки умственных способностей, достичь определенных мыслительных высот, а вместе с ними и иного мировоззрения. «…Человека отличает одна особенность величайшего значения. Он содержит в себе не одну ментальность, но две и даже три – ум материальный, основанный на нервных рефлексах; чистый интеллект, который освобождает себя от иллюзий тела и чувств; и божественный ум, который, в свою очередь, освобождается от несовершенных привычек разума, пользующегося логикой и предубеждениями» (Шри Ауробиндо «Синтез Йоги»).

     Существует понятие «восходящие ступени сознания». Именно сознанию отводится приоритетное место в нашем развитии. Ступени человеческого восхождения от дикаря до совершенного человека имеют отношение именно к сознанию. Никаким другим способом мы не победим животное в себе и не преодолеем все трудности в личном преображении. Посредством сознания мы становимся более цивилизованными, способными дорожить тем, что нас окружает, любить, защищать, создавать, а не обрекать. Именно сознание раздвигает горизонты разума и чувств. Так мы побеждаем низкое и разрушительное в себе, обретая созидательные и возвышенные свойства. Через усовершенствование сознания мы движемся к внутренней чистоте, непогрешимости, святости, к своей человеческой полноценности и истинно божественной природе. От обычного сознания мы переходим к более совершенному и выше, принимающему форму сверхсознания.

     «Йога учит, что сознание само имеет высшую, сравнительно с рассудком, форму сверхсознательного состояния, и что, когда сознание достигает этого высшего состояния, тогда человек становится обладателем высшего знания, которое выше всякого физического знания. Человек, развивший свое сознание до высшего состояния, становится обладателем метафизического и трансцендентального знания» (С. Вивекананда «Раджа-Йога»).

     Трансцендентальное способно открыть многое. И сегодня есть те, кто достиг этой возможности.

     Мы не можем отвергать тему Бога, поскольку даже примитивный ум способен понять, что Мироздание произошло не по чистой случайности и не по чистой случайности возникли точнейшие расчёты и космические законы. Мы находимся в Общем Порядке, строго организованном, в Едином Организме и подчинены Его Законам Жизни. Наша жизнь – это Его Жизнь. И Всё Сущее есть Он. Тогда возникает справедливый вопрос о предопределенности. Если у всего есть своё место в Его Существе, то по логике вещей всё это имеет свою судьбу и пространственно-временные параметры? В нашем организме тоже имеются клетки со своей «разумностью», задачами и сроками жизни. Они также служат общему, функционируют по кем-то заданной программе. Следовательно, предопределенность существует?! Иначе был бы хаос и неразбериха.

     Со всей очевидностью одно самоотверженно служит другому. Так осуществляется жизнь. Вся жизнь есть служение. И наш организм сразу создан как самодостаточная и полноценная система, не подлежащая какому-то дальнейшему доразвитию. Поломки существуют. Но и на них есть своя причина.

     Природа на сегодняшний день не нуждается в идеальности нашей системы, да и мы бессознательно укорачиваем сроки своего существования всеми возможными способами. И всё-таки нам есть что развивать. Это разум и сознание. Но для чего? А для того, чтобы стать иной «клеткой» в Его Организме, заняв более высокую ступень на иерархической лестнице. И это уже будет совсем другая история жизни.

     Мы являемся частью Общего, его составляющей. Нам отведено свое место и время в этом Общем. Значит, предопределенность существует. Но она есть и у всего остального сущего. Это данность. Истина.

     Космос невероятен. Мы в нем не господа, мы слуги. Служа Общему, мы служим и себе. Ничто не проходит отдельно от нас. Мы будем служить и дальше, безропотно и покорно принимая свою участь, как всё остальное принимает свою. Но это Всё есть Вечность. В ней мы. Мы не исчезаем, мы пребываем в Вечности. Проходя качественные изменения, поднимаемся в своём развитии всё выше и выше, уступая место тем, кто движется вслед за нами. И в этом тоже истина.

     Чем разумнее «клетка», тем больше у неё возможностей.

     Каждому из нас дано испробовать всё, пройти все уровни игры под названием жизнь, а вместе с этим осилить все мыслимые и немыслимые испытания, то есть испить чашу судьбы до дна. А между тем то, что мы относим к испытаниям, является всего лишь способом нашего преображения. Посредством испытаний возвышаемся. Потрясенная душа поднимает сознание. Через испытания движемся к просветлению. Страдания способны погрузить человека в глубокие размышления и привести к пониманию чего-то очень важного и нужного. Таким образом, в страданиях заложен высший смысл. Возможно, они спасают наши заблудшие души. Порой именно страдания делают грандиозные подвижки в сознании человека.

     Обучение на неудачах и страданиях входит в планы развития. Страдания – это лекарства, исцеляющие от множества болезней. Тот, кто не может очистить и упорядочить свой разум самостоятельными усилиями, сделает это через страдания. Через испытания проложен путь к просветлению!

     Участь человека в его собственных руках. Но никто не отменял и обязательные условия небес.

     Развитие, хотим мы этого или не хотим, предопределено свыше и что бы мы не вытворяли сегодня, какими бы чудовищами ни были, всё равно следуем в направлении божественного сознания.

     Существует понятие «неотвратимость судьбы», а есть понятие «неотвратимость последствий от деяний своих». «Неотвратимость судьбы», т. е. предопределённость нам никогда не объяснить, а вот «неотвратимость последствий от деяний своих» вполне можем осмыслить и дать совершенно определённую и отчётливую оценку, стоит только проанализировать свои поступки.

     По результату определяется правильность выбора человека. Что посеешь, то и пожнёшь. Иного не бывает. И обижаться тут не на кого. Мы сами слагаем свою жизнь. А Бог нам на это выделил много прав. Даже в Царстве Бога всё демократично.

       Таким образом, Бог есть Причина и Следствие Всего Сущего одновременно. Что касается человека, то ему дано много свободы на выбор себя и своей жизни. При помощи умственных и духовных усилий он может даровать себе множество благ.

     Далее. В моем понимании Бог – это многоуровневая Система. Живая многоуровневая Система. Интеллектуальная. Саморазвивающаяся или нет неизвестно. Скорее всего, уже Самодостаточная и Полноценная изначально. В эту Систему включено всё: законы развития подсистем, все сроки «жизни», какие-то видоизменения и так далее. Всё частное принадлежит Общему. Всё подчинено Закону Общего. Ничто не может выпрячься из этого Закона и жить абсолютно самостоятельной независимой жизнью. Всё Сущее суть Его Организм. Мы привыкли эту Систему называть Богом. Создателем. Творцом. Зодчим. Назови хоть как, но Всё есть Он!

     Мы говорим о Едином, но не говорим о богах. А между тем эти сверхразумные существа непосредственно участвуют в великих делах Космоса. Хотя, следует особо подчеркнуть, слово «существа» здесь совсем неуместно, оно не подходит под определение божественных сил, не имеющих границ в своих возможностях. Но мы всё загоняем в свои узкие рамки, и нас можно понять, ведь безграничное интерпретируется с позиции чрезвычайно ограниченного.

     «Древнеегипетские документы свидетельствуют, что египтяне знали о единстве того, что именуется «БОГОМ», и, более того, о вневременности, внеформенности, внепространственности и бесполости природы Бога, от которого исходят время, формы, пространство и пол (двойственность). Бога не следует путать с «Богами», олицетворяющими космические силы Вселенной» (Муата Эшби «Египетская Йога).

 

     В дополнение к заявленной теме скажу следующее. Причинно-следственная связь рассматривается нами с позиции сугубо человеческой, весьма удобоваримой для нас. Нам надо, чтобы всё было разложено по полочкам и предельно просто для восприятия. Но когда мы попытались считать информацию экстрасенсорным способом, то пришли к потрясающему выводу, что на глобальном уровне всё выглядит не так. Не подобралось ни единого тождества для хоть маломальского сравнения. Никакого подобия не нашлось. Результат не был достигнут, мы так и остались без понимания. Мы не выяснили причину того, почему, к примеру, лучшие из лучших уходят очень рано из жизни да ещё порой от мучительных болезней или обстоятельств. В чём они провинились? И почему безнаказанно живут и процветают те, кто разрушает страны, убивает людей, живёт исключительно для своих низких и порочных целей? По-нашему это крайне несправедливо, если не сказать вопиюще неправильно.

     Однако считывание предполагает перевод высшего явления на человеческий язык, а чтобы понять явление надо с ним слиться. Ум живёт привычными представлениями, а здесь нужно войти в состояние просветлённости, в состояние космического сознания хотя бы на несколько секунд. Информация о причинно-следственной связи не была адаптирована к нашему сознанию, потому что это была бы ложь, но мы точно поняли, что ни один из задаваемых нами вопросов в информационное пространство даже приблизительно не был правильным, чтобы можно было бы почувствовать или осознать также хотя бы приблизительный ответ.

     Иногда, чтобы понять какое-либо явление, его нужно просто созерцать, сдвинув аспект человеческого сознания в сторону божественного. Считать невозможно, можно только в этом находиться и то очень кратковременно.

     Мы ещё долго будем пребывать в неведении бытия, поскольку не превзошли совершенно примитивный образ мышления, которым невозможно воспринять сложное взаимодействие систем, пространство и время, их взаимовлияния и много чего ещё. Невыразимое невозможно выразить словами. Есть Явление и оно неподвластно нашему уму. Ум – великий убийца реального (Йога).

     Исследование данной темы будет происходить и дальше, и вписываться на страницу по мере накопления понимания.

 

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>