КАК НАЧАТЬ СЕБЯ ОСОЗНАВАТЬ?

                                                  КАК НАЧАТЬ СЕБЯ ОСОЗНАВАТЬ?

 

                                                                                                       «Голос истины противен слуху»

                                                                                                                                              Лао-цзы

 

      Сначала надо разобраться со всем в себе человеческим, а затем уже двигаться в сторону запредельного. Просветлённость не приходит просто так и Знания не вливаются в неподготовленную голову.

      Прежде всего, необходимо подумать о себе как о существе (каким бы мирским статусом ты ни обладал), которому ещё предстоит обрести параметры Человека. Не следует высокомерно заявлять, что ты уже Человек, до этого ещё слишком далеко и надо долго и упорно трудиться, чтобы ростки человеческого начали пробиваться из глубин твоего сложного и неоднозначного существа. Об этом говориться в любой духовной литературе и с этого начинаются Школы духовного направления, где наставники помогают ученику разглядеть всех его внутренних противников, тормозящих путь внутреннего восхождения. Такую школу проходила и я, смиренно без каких-либо сопротивлений отдавшись «разоблачению», ибо цель была превыше всего. Люди болезненно расстаются со своей гордыней, они прячут и оправдывают её. Отвоёвывают свои недостатки, вместо того, чтобы изгнать их и впустить в свою душу истинное достоинство. Наше сознание будто перевёрнуто. Мы не видим факты и не желаем их видеть. Нам так спокойнее.

       Меня Бог привёл в хорошую школу, где по-настоящему рассматривался человек. Вот там-то я и поняла так сказать все ужасы нашей внутренней действительности, весь сумбур и неразбериху и сделала единственный для себя вывод и пришла к бесповоротному решению: меняться и как можно скорее. Я быстро прозревала, потому что этого хотела всей душой и метлой выметала все свои нечести.

      На самом деле время уже вплотную пододвинуло человечество к новому более высокому витку эволюционной спирали. Отдельные лица давно уже ушли вперёд. Они обладают способностью проходить программу развития в ускоренном режиме. Эти люди являются двигателями прогресса и необходимы обществу. Однако сейчас разговор не о них, а о том, как простому обывателю суметь подняться над примитивностью своего существа, возвыситься над своей низменностью.

      Каждый из нас может и должен задуматься над тем, всё ли его устраивает в себе, рассмотреть и оценить свою жизнь, здоровье, мысли, речь, поведение, внешний вид и ответить на главный вопрос: этого ли я хотел достичь в глубине души? И если вы удручены результатом, то стоит подумать, почему это произошло и можно ли что-то исправить. Не следует ставить точку на всём, не нужно отчаиваться и опускать руки. Жизнь продолжается и в наших силах ещё многое изменить. Человек, который сохранил уважение к самому себе и не впал в безразличное отношение к жизни, как правило, готов к переменам. Главное помнить, что каким бы ты ни был раньше, сколько бы не совершил в своей жизни ошибок, не повторяй их сегодня, сейчас. Не так страшно совершать ошибки, как оставлять их не исправленными. А не то, как говорила моя мама, можно незаметно для себя войти в преступный сговор со своими внутренними врагами, сделав их своими спутниками и союзниками.

      А между тем неравнодушное отношение к себе – признак здоровой и прогрессивной личности. Прогрессивность не должна рассматриваться только с позиции активной внешней деятельности человека. Прежде всего, это деятельность внутренняя, характеризующаяся большой душевной подвижностью. Именно внутренняя активность открывает человеку многие перспективы, которые выражаются и в умственном, и физическом состоянии, в направлении его судьбы и если хотите даже в условиях завершения жизни.

      Нельзя, чтобы жизнь проходила бездарно, нельзя, чтобы даже мгновение проходило бездарно. Хочешь, чтобы с тобой был счастлив твой ребенок – развивайся; хочешь быть полезным обществу – развивайся; хочешь быть другом самому себе – развивайся; хочешь иметь истинных друзей – развивайся. Следовательно, всякая сторона жизни требует от тебя неустанного труда над собой.

      Зоркий взгляд на себя позволит заметить бревно в своём глазу и своевременно его извлечь. Нет ничего проще и интересней, чем наблюдать за собой, за своими мыслями, словами и поведением. О, сколько ж нам откроется всего! Но, познав себя, не надо разочаровываться во всём человечестве. Главное понять, кого вы увидели в себе и что с этим делать дальше.

      Эрудиция, начитанность, феноменальная память ещё не показатель духовности и светлого разума. «Знали и читали много, но не образовали разума» (Сведенборг). Необходимо научиться осознавать себя во всецелостности. Нет абсолютно чистых людей. Даже не святые святые находят над чем в себе работать. А что говорить о простом человеке, опять же повторю, каким бы мирским статусом он не обладал. Мы наблюдаем многих статусных. И что?

      В грязный сосуд что ни влей – непременно прокиснет. Очиститься следует. Покаяться. И взять себе за правило всегда на себя смотреть твердым правдивым взглядом. Расставшись с иллюзией личного «Я», начни двигаться к истине. Воздвигни для себя канонические правила. Следуй им неустанно. Это будет первым шагом, волевым действием в процессе создания себя.

      Таким образом, думая о себе, осмысляя себя, мы соответственно выбираем и способ выражения себя в этом мире. Мир – это зеркало, и оно возвращает каждому его собственное лицо, истинный образ и соответствующую картину жизни.

      Быть или не Быть выбор всегда за нами. Наши возможности в выборе себя даже в рамках одной жизни чрезвычайно широки: от слабых и убогих умом до гигантов духа.

      Совсем немножко через примитивные воспитательно-образовательные процессы нас формируют быть слегка пригодными, для этой необыкновенно сложной, малопонятной и чрезвычайно многогранной жизни. А.Адлер в своей книге «Воспитание детей. Взаимодействие полов» утверждает, что одной из сложнейших проблем в воспитании детей является невежество взрослых. По его мнению, взрослому достаточно сложно познать самого себя, постигнуть природу своих чувств, привязанностей и антипатий, иначе говоря, понять собственную психологию. Вдвойне же труднее понимать детей и руководить ими.

      Разумеется, при скудных знаниях и умениях сложно рассчитывать на высокие достижения. Создается неотвратимый прецедент для эволюционной пробуксовки. И в грядущем времени ряд поколений может оказаться не просто бесперспективным, но даже опасным. Если сейчас мы взрослые не исправим положение дел – быть многим бедам.

      Нам нужно выйти из бессознательного состояния, начав осознавать себя: что есть мы сами для себя, что есть мы для собственных детей, друзей и окружающего пространства.

      Пусть каждый из нас честно признается самому себе, сколько он вкладывает сил, средств и времени в работу над своим преобразованием, способен ли быть достаточно объективным по отношению к себе и имеет ли истинную цель в жизни. Мы не знаем себя и что самое худшее не позволяем себе иметь подлинное мнение о себе. Мы не желаем думать о себе плохо, мы не желаем выявлять свои недостатки, а уж тем более – вопиющие стороны своей личности. Мы ухитряемся скрывать своё истинное лицо и от людей, и от самих себя. Наспех скроенные и грубо сшитые маски, без которых мы не рискуем показываться на людях, на самом деле не способны прикрыть нашу внутреннюю подпорченность. Нам просто кажется, что мы хорошо замаскировались, на самом же деле, из-под пятницы всегда торчит суббота. Мы постоянно врём всем и самим себе в первую очередь. «Каждый человек, подобно луне, имеет свою неосвещенную сторону, которую он никому не показывает» (Твен). И всё же необходимо решиться посмотреть на эту неосвещенную сторону.

      Всем известно, что морально-нравственный облик взрослых определённым образом отпечатывается на детях. Дети – наше эхо, зеркальное отражение и потому все претензии за их моральное состояние следует направить, прежде всего, к себе. Это мы взрослые создаем неслыханные по своей беспринципности условия для тех, кто прибывает в этот мир. Нас не мучит совесть за свою неподготовленность к приёму нового поколения.

      Ребенок, как чистый холст, на котором каждый оставляет свой штришок из чего впоследствии образуется общая картина человеческой личности. То, какой след оставит каждый из нас на этом «холсте», зависит будущее ребенка, его судьба и то, какой уже он оставит след на земле. Дети идут за нами след в след. Какие мы, такие и они. Мы пример для их подражания, нашей точной копией они становятся позже.

           Дети – наше будущее! И действительно это так, поскольку сначала они зависят от нашего отношения к ним, а в последствии будет наоборот. Мы поменяемся местами, и нам ещё предстоит по достоинству оценить методы своего воздействия на их души. Уже сейчас в молодые годы мы должны заботиться о собственной старости, и дай бог, чтобы она не была у нас горькой!

      Исходя из всего выше описанного, мы не можем отрицать необходимость осознания себя. На наших плечах лежит мир. От нас зависит, что входит в организм нации: духовность или античеловечество с мятежным разгулом и диким беснованием, с бесконтрольностью и безнаказанностью, навязывающее свою реальность другим. И в наших силах через изменение себя, менять этот мир хотя бы чуть-чуть.

      Человек должен осознавать глубину своего падения. Глубокие проблемы духа происходят от омертвелости сознания, выраженного нежеланием взглянуть на себя и в себя, осмотреться вокруг при снятых розовых очках. Мысли, поступки, желания, образ жизни, друзья и т.п. должны быть отслежены и осмыслены, а ветхие основы с презрением разрушены. По словам дона Хуана (Карлос Кастанеда) единственно важным достижением должно быть искусство быть воином, что означает суметь уравновесить ужас перед тем, что ты человек, и восхищение перед тем, что ты человек.

      Я шла и продолжаю идти путём осознания себя. И если бы не школа, не поняла бы всей значимости и необходимости этого процесса. Сколько всего надо содрать с себя, чтобы появилось ощущение выхода из обморочного состояния. Все облачения сковывают и удушают, мумифицируют в буквальном смысле слова, лишают жизни. Естественность, а не наигранность, прямой взгляд, а не с поволокой, чистая мысль, а не придуманная стали понятны и приятны мне. И важен человек, а не кукла с заводным механизмом на спине.

      Начался радостный период прозрения, а вместе с ним явилось и глубокое разочарование от всего увиденного. Но возвращаться в мир иллюзий, притворства и лжи мне не хочется. Лучше видеть всё как есть, чем находиться в одураченном состоянии и лучше быть самим собой, чем трудноопределимым существом.

      Наш страх заставляет нас надеть эти самые розовые очки. Мы боимся разочарований. Это следует осознать. Мы не имеем столько смелости, чтобы видеть мир таким, каков он есть. Люди со слабой психикой, вернее сказать со слабым нутром, не рискнут сделать это. Они предпочтут иллюзии, мультипликации.

      Невозможно оказать психологическую помощь трусам. А они её просят. Сложно работать с теми, кто вцепился за старые давно изношенные убеждения. Ты не можешь переставлять им ноги, чтобы они двигались вперёд. Краткие объяснения или даже длительная работа с ними не приносит большого долговременного успеха. Ни в одном, так в другом они снова увязнут. Нужен организующий поток информации. Школа. Официальная. С разработанной определённой программой.

      Наши знания определяют нашу жизнь.

 

         Есть только одно добро на свете – знание.

         Есть только одно зло на свете – невежество.

                                                                      Сократ

      Мы невежественны, при том, однако, умны, образованы, организованы и даже счастливы. Случается у нас удача обойти ряд ненужных обстоятельств. Но бывает и так, что лавировала, лавировала, так и не вылавировала. От чего?

      Мы развиваем интеллект, повышаем эрудицию, но не касаемся сознания. Нас не учат осознанности. Потому и не понимаем иной раз, как умудрились совершить то или иное действие, поступок, вдруг неожиданно для себя куда-то вляпаться, а потом размышляем, как это могло случиться с нами. Мы как будто в этот момент отсутствовали, и тело творило что хотело. И действительно мы нередко находимся в отсутствии себя. Люди порой не понимают даже тот факт, как они оказались в супружестве с человеком, который и не должен быть рядом по всем меркам.

      Мы спим, находимся в каком-то патологическом полуобморочном состоянии. От этого слишком заторможенные. И какие-то одинаковые. Зафиксированные. Покорные. Хотя верим что совершенно иные. Дон Хуан объяснял Карлосу Кастанеде о том, что его преданностью завладели чёрные маги, которыми он называл окружающих людей. Он предлагал задуматься над тем, сможет ли Карлос отклониться от тропы, которую для него проложили, а мысли и поступки зафиксировали в их терминологии. Дон Хуан называл это рабством.

      Меж тем рабу свобода не нужна. Мне доводилось наблюдать абсолютных рабов в разных сторонах жизни. Печальное зрелище. Но для них это естественное состояние и потому не сопротивляются своему положению. Жалуясь на что-то, они, однако, не делают ни малейшей попытки это что-то изменить. Надетыми на них кандалами они в кровь истёрли свои тело и душу, но при этом ни за что не желают их снять. Привыкли. Притерпелись. И даже нашли в этом свою позитивную сторону.

      Подобные вещи могут произойти с человеком слабым, который почему-то сам себя определил недочеловеком, обезличил себя, стёр свой образ с картины собственной личности. И другой «художник» нарисовал там повторный образ, который ему удобен. Но сейчас не об этом.

      Сегодня со всей очевидностью мы раздвигаем границы своего сознания. Мы не хотим оставаться прежними и ищем пути более глобального своего развития. Для нас важны познания.

      Существуют люди, обладающие совершеннейшим Знанием. Они способны пребывать и в духе, и в теле. Им известна категория Времени. Они легко в нём лавируют. Они живы всегда. И осуществляют свою работу. Скорее всего, Программу Развития цивилизаций. Возможно и что-то ещё. Есть и ещё более высокие Личности. Они заняты, говоря нашим человеческим языком, «устройством» Времени и Пространства. Заведуют космическими системами. Думаю, что есть те, кто ещё выше – Абсолюты.

      Имея устремлённость к познаниям, человек со всей очевидностью настраивает свой мозг на восприятие многих запредельных вещей. Без познания мы слепо живем в Нём, говорят йогины.

САМОПОЗНАНИЕ

                                                                       САМОПОЗНАНИЕ

 

                                                              «Наша личность – это сад, а наша воля – его садовник»

                                                                                                                                            Шекспир

            

 

  Древние рассматривали человека, как постоянную книгу, через изучение которой они проникали во всё большее число тайн небесного устройства, частью которого были они сами. Философы античности понимали, что сам человек был ключом к загадке жизни, потому что он был живым отражением божественного плана, и будущие поколения людей ещё оценят торжественный смысл древних слов: «Собственный предмет изучения человечества есть сам человек».

Развитие внутреннего мира, эволюция сознания – вот абсолютная ценность человеческого существования. Этому учит Йога, это отображено в эзотерике. Это истина, которую невозможно отвергнуть.

Самопознание свойственно человеку. Животному это не дано.  Тот, кто настроен на безостановочное развитие на протяжении всей своей жизни и имеет потребность применять себя самым полноценным образом в семье, обществе,  мире, будет идти путём самопознания. Для таких личностей не может стоять выбор между знанием с осознанной жизнью и неведением с бессознательным автоматизмом.

Истинное бытие начинается лишь с самопознания («Учение сердца» Анни Безант).

Нацеленность на интересную полноценную жизнь, активная самоподготовка к ней, желание прожить жизнь мудро и с достоинством завершить её – хороший признак духовного и умственного состояния человека. Для правильного восприятия мира нужно подготовленное сознание. Преодолевая хаос мышления, он учится не смешивать все смыслы и идеи жизни в одну кучу.

Калейдоскоп сознания не решит вопрос о достижении единства – самый существенный вопрос внутреннего развития человека. Блуждающее сознание не способно «видеть» более или менее точно, а, следовательно, и обретать подлинный опыт. Оно также не способно направить жизнь и деятельность человека, создать его характер, сформировать убеждения. Без убеждений человек подобен флюгеру: куда ветер подует, туда и он.

Центром интереса человека должен стать он сам.  Это не эгоистическое желание. Это непременное условие в саморазвитии. Из легиона всяких я необходимо прийти к единому устойчивому Я. Нельзя примирить между собой многочисленные я. Борясь друг с другом, они обязательно поранят вас, если вообще не растерзают на части. Надлежит проявить суровость ко всему в себе низшему.

Быть непонятным самому себе неразумно, да и опасно. И лишь в условиях истинного Я человек не станет игрушкой собственных настроений и впечатлений с вытекающими отсюда непоследовательными действиями. Любой человек со средним интеллектом способен понять, где есть он, а где не он. Он будет отсекать то, что им не является. «Спасение обретается сами человеком…» (Египетское изречение). Однако Учитель всё-таки нужен. Человеку сложно самостоятельно осуществлять разгадку себя.

Всякая индивидуальность должна быть развита. Тогда жизнь приобретает надёжность и достоинство, а человек становится источником счастья. Приводя себя в состояние внутренней гармоничной согласованности, и следуя фундаментальным принципам жизни, мы осуществляет на самом деле величайшую добродетель. Мирская праведность, ясная и определённая; позитивный аспект бытия, благостное отношение к существованию, вероятно, в этом и кроется рецепт счастья. Упражняйтесь в прекрасном.

Служа Высшему, мы, собственно говоря, служим себе. Во всём надлежит руководствоваться умом.

«Чтобы руководствоваться умом, мы должны познать его. Нам надо ухватить этот непостоянный ум, вырвать его из заблуждений и приковать его к единой мысли» (Свами Вивекананда «Раджа-Йога»).

Йога учит, что знание разума, внутренней природы человека, мысли – никогда не может быть приобретено, если мы не будем иметь возможности наблюдать факты, происходящие в нас. Но какая в этом польза? Йога отвечает: узнать о своём совершенстве, использовать знания для уничтожения страданий, перестать быть жалким и несчастным и т.п.

Наш разум направлен на всё внешнее. Мы больше сосредоточены на том во что одето наше тело, нежели на том  во что одета наша душа. Мы заботимся о своём внешнем, думая, что наше внутреннее никто не заметит. Однако шеф-повар всегда на глаз определит, что курица не дожарена, какой бы золотистой корочкой она не была покрыта.

Чудо зрения! Это то лучшее, что может сделать для себя человек. Прозреть! Видеть и понимать! В разумной голове это желание становится господствующим, когда все прочие исчезают или не имеют особой значимости. Прежде других желаний может возникнуть только одно – охватить себя, расстаться с неопределённостью, изменить застывшие формы, о которые бьется наше сознание, создавшее себе иллюзию движения, которого в действительности нет. «Существует три разновидности людей: те, кто видит; те, кто видит, когда им показывают; и те, кто не видит» (Леонардо да Винчи).

На первый взгляд кажется, что описываемое саморазвитие – это какой-то титанический труд, на который нужно положить жизнь. Жизнь положить действительно нужно. Однако на самом деле всё происходит автоматически, внутри твоей личности без каких-либо особых усилий. Мы же не задумываемся над вопросом, что, к примеру, я сегодня ничего не украду, или никого не убью. Осознанность – это твоё естественное состояние. Но к нему ты пришёл всё же через труд, через восприятие воспитательной информации, через книги, общение, культурные мероприятия и т.п. Это труд. И всё есть труд. В противном случае себя можно соотнести с Маугли.

Собственная личность создаётся человеком каждое мгновение его жизни, осознаёт он это или нет. Так расширяются его возможности взаимоотношения с миром и так он защищён от самого себя.

Думаю, не ошибусь, если скажу, что беспомощность слепоты ни для кого не может быть привлекательной.  И удары судьбы, сбивающие с ног, или опрокидывающие навзничь также не несут особого удовольствия. Так в чём же дело? Почему мы так боимся новой настройки?

У нас есть всепоглощающие интересы, занимающие всё наше сознание. И с чувством собственной важности мы сосредотачиваем на них всё своё время и все свои силы. Нам недосуг заниматься глупостями саморазвития. Встряхивают только горькие внезапности. И тут начинаем неистовствовать на судьбу.

Одержимость в приобретениях приняли такие масштабы, что человек отстранился от главного – от самого себя. Однако при всех приобретениях всегда звучит голос отчаяния.  И то, что человек его не слышит – не значит, что его нет.

Что толку в «кажущихся» приобретениях, когда размыты границы личного Я и внутри сидит аморфное существо с омертвелым сознанием. Мы сами себе мерещимся. Как таковых нас нет. Мы будем в случае, если объявится гигантское состояние осознания себя: Я ЕСМЬ.

Ты сам с собой идёшь по жизни. Ты сам себя ведёшь. Себя избежать невозможно. «…Себя избегнуть – тщетное старанье» (Гёте). Иногда только благодаря себе можно получить мучительный опыт жизни. Бывает, что с самим собой опасно, а значит и другим с тобой не менее опасно. Для этого и познаём себя. А изменишься ты, изменится всё. Наша реальность соответствует нам на данный момент.

С годами, я уверена, должен происходить внутренний и внешний расцвет человека, а не его затухание. По дереву судят о его цветах и плодах. Но не каждый ценит себя настолько, чтобы разбираться с собой.  Неясность, неопределённость сознания, внутренние туманность и расплывчатость – негодные средства выражения себя. Поэтому и происходит что происходит: вижу бороду, но не вижу мудреца.

Самопознание связано с саморазвитием, с человеческим преображением. Однако есть путь и дальше. Путь к сверхсознательному. Поиск путей к своему внутреннему «аватару» – это, пожалуй, то главное, на мой взгляд, ради чего мы приходим в этот мир.

            Находясь в бесконечных душевных метаниях и жизненных проблемах, весьма сложно куда-то двигаться. Одни проблемы сменяются другими, и человек ощущает себя словно в болоте, когда, едва сумев вытянуть из трясины одну ногу, тут же в ней вязнет другой.

Проблемы отнимают жизненные силы и препятствуют сосредоточению человека на самом себе. Наличие этих проблем обусловлено причиной под названием человеческое несовершенство.  Его нужно преодолевать.

Самопознание ведёт к глубокому осмыслению себя, к серьёзному взвешиванию всех своих внутренних тенденций, развивает чувство реальности, когда мы начинаем понимать, как много в нас существует того, в чём мы абсолютно не нуждаемся. Мы также начинаем понимать, что на каждом шагу своей жизни мы сталкиваемся с тем, что называется оптико-понятийным обманом.

«Сознание просветляется, и опыт жизни усиливается» (Н.Рерих «Листы Сада Мори»).

Самопознание ведёт, наконец, к сохранению внутренней энергии, которую мы безжалостно распыляем на все четыре стороны. Люди, потерявшие большое количество энергии выглядят старыми, уставшими и больными. Их потенциал преждевременно исчерпан. Человек, который не контролирует затраты собственной энергии рано или поздно, скорее рано, станет энергетическим банкротом. Последствия понятны.

Когда жизни отведено второстепенное место, неизбежны уныние и разочарование.

В заключении хочу сказать, что каждый из нас попадает туда, куда он держит курс и что многие «подарки» мы сами подарили себе.

ПОЧЕМУ БОГ СОЗДАЛ ЧЕЛОВЕКА ТАКИМ НЕСОВЕРШЕННЫМ?

                                       ПОЧЕМУ БОГ СОЗДАЛ ЧЕЛОВЕКА ТАКИМ НЕСОВЕРШЕННЫМ?

                                                                                    И сотворил Бог человека по образу своему
                                                                                                                             Бытие (гл.1, ст.27)

Иногда люди задают невероятной трудности вопрос: «Если человека создавал Сам Бог, то почему Он создал его таким несовершенным: хрупким, с предельно ограниченными сроками жизни и такими же интеллектуальными возможностями?»
Справедливый вопрос, но только задать его следовало бы Самому Господу Богу. Что касается меня, то попытаюсь просто поразмышлять и ответить на него лишь по мере своих человеческих возможностей.
Ничто в Мироздании не появилось просто так само собой. Все Запланировано и Управляемо и любое творение Бога безупречно в своем совершенстве. Человеческая система уникальна, однако «поломки» неизбежны. Тело соответствует сознанию, по соответствию и сроки жизни. Такие мы не нужны природе, мы и сами себе не нужны такие, просто этого не осознаем.
Следует особо отметить, что именно само человечество во всей своей целокупности, обладая, так называемым, коллективным сознанием, устанавливает для себя эти сроки, дабы не вогнать себя в безвыходное положение, выраженное бесперспективностью самообновления.
Что касается отдельного человека, то он всё еще не пришел к пониманию себя как системы, вполне определённой и строго организованной. Отождествляя себя лишь только со своим телом, он соответственно и самоопределяется как существо сугубо телесное. Телом и живёт. Но и его потенциал довольно высок. Уже сегодня возможно жить гораздо дольше и 50-60 лет считать серединой жизни, а не её концом. Однако границы своего существования во многом определяет сам человек осознанно или нет. Свою человеческую программу он осуществляет не полностью, а её мизер и больше не нуждается сам в себе, так же как и Природа далее не нуждается в нём. Для Природы он становится никчемным балластом, прожигающим энергетические ресурсы. Он также не вписывается и в пространственно-временные рамки. Его долг уступить место другим. Нужна «свежая кровь». И лишь вибрации высокого сознания меняют все условия.
Бог создал человека совершенным. Но мы себя ещё не открыли, не познали, не превозмогли свои ограничения, не перешагнули за их пределы. Мы излучаем грубую энергию и такой же питаемся. К лучистости придём через космическое сознание.
Бог создавал всё только божественно-совершенное, мы также не остались в этом обделенными. Наши возможности безграничны. Но мы идём медленно. Сознание вмещает только телесную жизнь. И изучаем в основном лишь телесную сторону человека, тогда как себя следует воспринимать как систему. Мы – система в Системе. Занимаясь собой в отрыве от всего, мы не получаем должного результата. А неуместный скептицизм ограничивает более широкий взгляд на себя.
Мы не знаем своих глубин и соглашаемся с тем, что их не существует. Не видя ничего, мы доказываем, что ничего и нет. Видимо и нас-то нет, одна лишь иллюзия человека. Себя мы рассматриваем частями, целостности не ощущаем. В этом и состоит наша беда. Невежественность создаёт бесконечные проблемы.
Умных в мире очень много, но мир от этого лучше не становится.
Мы считаем себя цивилизованными, а войны не утихают; расхваливаем свои достижения в медицине, а болезни продолжают косить и малых, и старых, и умных, и не очень. А между тем не стоит игнорировать тысячелетние знания о физическом состоянии человека. Они должны быть восприняты нами и используемы.
«Нормальное функционирование человеческого организма обусловливается среди прочих факторов также деятельностью его санс-энергетических систем. Природа данной системы представляет собой уникально сопряженную часть общемирового силового (сансового) поля, волны которого обладают способностью переходить в организме на корпускулярное излучение различной мощности и тем самым оказывать воздействие на физическое состояние тканей тела» (В.Аверьянов «Астральное каратэ»).
Знаменитый Чжан Бо-дуань (второе имя – Чжан Пин-шу) в своём важнейшем труде «Главы о прозрении истины» постоянно подчёркивает, что истинный эликсир бессмертия в нас самих. Он даже приравнивает этот внутренний эликсир к природе Будды как истинной природе каждого существа. И для внутреннего алхимика процессы, протекающие в организме, являются подобием космических. Человек – целая вселенная, в нём сокрыты все её тайны и решения всех вопросов. Чжан Бо-дуань подчёркивает, что все люди в своей основе имеют снадобья долговечности, но осознать это возможно через обретение просветления.
По большому счёту мы всё еще малоразумны. Тысячелетия бегут, а просветление не наступает. Да никто и не озабочен этим процессом. Мы спим и видим сны. О жизни. О своём существовании и т.д. Стряхнуть свою сонливость не в состоянии, малосильны в желании.
Жизнь не может осуществляться без проникновения в её азы. А ведь нам нужна жизнь, а не как бы жизнь. Мы нужны себе в виде я, а не как бы я. «Не живём в Я, но только оглядываемся на него или время от времени уходим в него» («Синтез Йоги» Шри Ауробиндо).
Осмелюсь предположить, что большинство из нас живет на уровне «как бы», совершенно не догадываясь об этом. Бытийный разум слишком прост для вопросов высшего порядка. Он не выбивается из общепринятой системы взглядов и потому никуда не ведёт. И всё же столкнуть себя с мёртвой точки необходимо.
С собой нужно познакомиться, себя приобрести, пойти с собой одной дорогой. И к слову сказать, что ни в коем случае не следует вносить в себя другую личность, подражать ей, жить её внешним видом и всем остальным. Очевидно, человек настолько не нужен сам себе, что расстался с собой при жизни, поменялся местами с кем-то другим. Это не просто глупость и даже не просто предательство себя самого, это порок в высшей степени. Искать себя должно, раскрывать, а не подселять в себя кого бы то ни было. Это жесткая мимикрия. Программа. Опасность. Мы ленимся работать над собой и потому упрощаем этот процесс внесением в себя уже готовый образец. Естественно мы можем кого-то взять за образец, стремиться к его высоте, воспитываться на этом идеале, но, не бросая себя при этом, не теряя своей прекрасной индивидуальности. Это прямо спор какой-то с Богом, упрёк Ему, вызов. Чего только не приходит в наши безумные головы. А ведь куда интересней разглядывать и вникать в своё существо. Там дел непочатый край, все не переделать.
Бог неоспоримо создал человека совершенным. Но Бог создаёт, а мы всё переделываем. Он движется к нам, а мы от Него. Мы совершенны ровно настолько, насколько сами выбрали быть. Для нас открыты все пути, как распорядимся, так и будет.

Svetlana

14 сентября 2017

ОТКУДА БЕРЁТСЯ ЗЛО

                                                                                            Если не исправишь зло, оно удвоится.                                                                                            (Из Др. Египетских трактатов) 

        Многие люди принимают зло за какое-то абстрактное явление, которое витает где-то в воздухе и существует само по себе.
Проблема ЗЛА – это проблема мирового масштаба, порождаемая самим человеком. Именно каждый из нас с постоянной регулярностью осознанно или нет, вносит каплю своего частного зла в общий океан Зла.
        Зло – это наше детище, сугубо людское, безостановочно порождаемое, и нередко в коварных формах. Мы не просто творцы зла, иногда мы творцы сокрушительного зла.

Найдется ли ещё на свете существо,
Что ищет гибели для рода своего?
И только человек при случае удобном
Охотно нанесет ущерб себе подобным.
                                                    Ронсар.

        А между тем борьба со злом не так уж и трудна, если каждый из нас захочет стать чуточку добрее, поубавив свой агрессивно-воинствующий пыл. Но одним лишь призывом стать добрее мы не решим эту проблему, нужны точные тотальные действия на уровне государственной политики. Совершенствовать общество можно лишь через создание нового мировоззрения, прогрессивного и жизнеутверждающего. Человек должен научиться мыслить, видеть и сознавать свои обширные и разносторонние связи с окружающим миром, воспринимать себя не просто как гражданина своей родины, но и как гражданина всей Земли, Вселенной.
        Мировое Зло представляют сами люди. Зло порождается человеком и больше никем. Нет на Земле других таких существ, которые бы подчиняли свою жизнь творению зла, как это делают люди, которые почему-то потом жалуются на несчастную судьбу. «Сеешь зло – так жди кровавой жатвы» (Расин).
        Речь идёт не только о распрях и войнах. Зло сидит везде. Оно корчит нам рожи с прилавков наших магазинов, оно в качестве и ценах, в отношении друг к другу  в самых разных аспектах нашей жизни. И ещё: мы стремимся разбогатеть друг на друге. Мы все хотим что-то друг от друга получить, но не хотим друг другу что-то дать. Вот и получается замкнутый круг: обираем мы, обирают нас; обманываем мы, обманывают нас. Мы искусственно создаём трудности для себя, а иногда и невыносимые условия. Так и хочется крикнуть во весь голос: до каких же пор глупость и жадность будут править миром?! На самом деле всё это можно охарактеризовать как презрительное отношение к самим себе.  А можно сравнить и с терроризмом только в такой вот незатейливой социально-бытовой форме.
        Животный и растительный миры значительно «мудрее» нас, поскольку живут в соответствии с законами природы. Для некоторых же из нас вообще не существует никаких законов. Внутреннее беззаконие выходит на поверхность внешнего существования, разрушая органичное бытие всего живого. Субъекты, лишённые чувства ценности и родства с этим миром, отдалены от реального его восприятия и не могут ощутить содержание бытия во всей его прелести и полноте. Они замкнуты на себя, сконцентрированы на своих личных и эгоистических целях, удовлетворяя лишь свою всевозрастающую гордыню. И зло, причиняемое ими другим существам, не есть первичная цель, а является лишь следствием себялюбия.  Николай Лосский в своей книге «Ценность и бытие» говорит о том, что «как бы ни было велико себялюбие какого-либо существа, все же благодаря единосущию связь его со вселенною сохраняется, но себялюбец принимает живое участие в весьма ограниченной области этого грандиозного потока жизни, только в тех отрезках его, которые имеют непосредственное значение для его обедненной, сосредоточенной на себе жизни». Лосский утверждает, что «вследствие сравнительной бедности интересов и слабости своих сил человек бесконечно далек от Божественного созерцания конкретной всецелостности мира».
        Но как же бороться с бедностью интересов человека? Н. Лосский обусловливает наши интересы и выборы нашей греховной волей. Он говорит, что «ум человеческий – подлец: в громадном большинстве случаев работа человеческого ума направлена не на искание истины и правды Божией, а на оправдание поставленных нашей волею целей, обоснованных в конечном итоге личным или коллективным себялюбием, и на подыскание средств для достижения их. Вследствие отрывочности и односторонности наших знаний почти каждую свою цель человеку легко оправдать, по крайней мере, в своих глазах, той ценностью, которая входит в её состав, причем он не замечает или часто не хочет замечать других ценностей, которые следовало бы предпочесть» («Ценность и Бытие»).
        Нам нужно всерьёз и безотлагательно заняться воспитанием и образованием личности, которая была бы способна гармонично вписаться в жизнь общества, стать активным его тружеником, созидательным деятелем, преобразователем жизнеустройства.
        Интеллигентность, интеллектуальность, рассудительность не приходят сами по себе. Всё это необходимо воспитывать, формировать, вкладывать в человека целенаправленно и, разумеется, с раннего детства. Родители не имеют права находиться в отстраненном состоянии от своих чад. Значит, нужна глобальная программа совместного грамотного взаимодействия, где сотрудничают одновременно семья, школа, общество. Только в сплоченном состоянии можно достичь желаемого результата. Однако в вопросах воспитания детей нужна высокая компетентность. Родители должны её получить. Образовательным инструментом здесь в большей степени может стать телевидение. Систематическое квалифицированное просветительское воздействие поможет усвоить нам взрослым многие важные уроки взаимоотношений с нашими детьми, выработке правильной линии поведения в семье, чем и предотвратит появления того тупикового состояния, когда во всю голову встаёт вопрос: ЧТО ДЕЛАТЬ? Сталкиваясь с неожиданными обстоятельствами, мы должны спокойно и профессионально их преодолевать, выходить из них с наименьшими потерями, с отсутствием пострадавших.
        Что касается школы, то, на мой взгляд, в систему школьного образования необходимо внести такие предметы как Этика, представляющую собой философскую науку, дающую сумму знаний в области морали и раскрывающую основные нормы и принципы нравственной культуры. Данный предмет способствует формированию важного мировоззрения через осмысление нравственных проблем, учит делать сознательные выборы, усваивая накопленную тысячелетиями мудрость, возможно, взяв её за основу «правильной жизни». Также нужны предметы, связанные с медициной, чтобы учащиеся могли обрести хоть какие-то представления о своём здоровье и умели о нём заботиться. Нужен предмет Психология, чтобы рассматривать вопросы коммуникации, внутренней и внешней культуры общения и этикета. «Не для школы, а для жизни учимся» (Сенека). И нужны мастера педагогики.
        Сегодня, ещё раз повторю, время требует от нас создания «нового» человека, а именно: предельно созидательного, перспективно мыслящего и активно действующего.  Любое здоровое общество всеми силами должно к этому стремиться. Политика, искусство, наука –  всё должно быть направлено на величайшую задачу изменения человеческого сознания.  «Самое большое богатство – разум. Самое большое наследство – воспитанность. Самая большая нищета – невежество» (Али-ибн-Аби-Талиб).
        «Основы доброй жизни должны быть заложены в детском возрасте и душа должна быть приучена к добродетели, пока она нежна и легко воспринимает любое впечатление, так что и в дальнейшей жизни оно сохранится в первоначальном виде – (П.П. Верджерио, «Достойное воспитание – наилучшее богатство»).
        Устремленные в будущее, мы должны иметь чёткое видение этого будущего. Разрушение всех жизненных основ  мы уже осуществили. У нас сегодня сложился своеобразный культ инструментального знания и прагматического действия. Однако «человек есть мера всех вещей» (афоризм древних). «Лишь человеческим измерением может быть определена истинная ценность всего происходящего в мире, истинный смысл истории, суть которого – человеческое счастье. Это гуманистический подход, который позволяет не только вывести из тупика потребительства, но и возродить высшие гуманистические ценности, делающие человека Человеком» («Этика» Т.В.Мишаткина, Я.С.Яскевич).
Перед нами стоит грандиозная задача: начать создавать всё заново и в лучшем виде. Следует задуматься над образом нового человека, соответствующего данной эпохи. И меры по уменьшению зла должны быть разработаны.
        Фихте говорил: «Нет человека, который бы любил зло только потому, что оно зло; человек любит зло за выгоды и наслаждения, которые оно ему обещает…». Он также говорил, что «пока порок вознаграждается, едва ли можно надеяться на улучшение человечества в его целом. Нужно чтобы был совершенно устранен соблазн ко злу…» (И.Фихте «Факты сознания. Назначение человека. Наукоучение»).
        Откуда берется зло? Зло формируется в человеке с пеленок, а может ещё и раньше – с внутриутробного развития. Изначально оно закладывается в ребенка невежественными и безответственными родителями, обладателями множества пороков, а затем уже в свои руки его подхватывает такое же общество.
        Мир должен измениться, а для этого необходимо повысить интерес государства к человеку, поднять его ценность, создать все условия для его свободного самоопределения.  По Фихте очень важно, «чтобы человек был счастлив, но это произойдет лишь тогда, когда ущерб каждого члена общества будет считаться ущербом для всего общества, когда целое будет ощущать и воспринимать частное, принадлежащее ему». Фихте видел назначение человеческого рода в том, чтобы он (этот род) сумел объединиться в одно тело, известное себе во всех частях и одинаково построенное.
        Нельзя не отметить взгляд Гегеля на понятие Зла. Он рассматривает зло через феномен фанатичной толпы, которая обращает всё своё «бешенство разрушения» на ненавистную ей цивилизацию, всякий существующий общественный порядок, в том числе и на памятники культуры. Ей есть кого ненавидеть – самостоятельных, цивилизованных, независимых от неё людей. Толпа хочет вернуться в до-цивилизованное бытие. Гегель считает, что именно самосознанию принадлежит наиболее важная роль в формировании злой воли, равно как и доброй.
        Возможен ли выход из этого царства всеобщего и многоликого зла? По Гегелю «подлинный выход из взаимного зла возможен лишь при обоюдном раскаянии, при возможности слушать не только себя, но и другого, понимать, а не осуждать его. Только тогда зло отрешается от себя, признаёт бытие другого…начинает верить в его способность к моральному возрождению» («Этика» Т.В.Мишаткиной и Я.С.Яскевич).
        Дикое общество – самое страшное общество, погружённое во тьму, где отсутствуют всякие смыслы. Войны – единственный смысл существования в зверином обществе, где целиком обесценивается жизнь. В программу существования здесь заложена совсем иная задача – разрушать. Чудовища в человеческом облике полностью лишены инстинкта самосохранения и похожи на некие машины смерти. Преступная ментальность толкает их на соответствующие действия. Без раздумывания и взвешивания, без страха и сожаления они распоряжаются жизнями людей. Своей также не дорожат. Жизнь для них – пустой звук, нулевое значение. «Поистине тот, кто не ценит жизнь, её не заслуживает» (Леонардо Да Винчи). Это про нас. Ценим ли мы свою жизнь настолько, чтобы начать ее переустраивать?
Развитием самосознания человека необходимо заниматься постоянно, не упуская ни одной минуты его существования в этом мире. Его нужно научить мыслить. «Важнейшая задача цивилизации – научить человека мыслить» (Эдисон).  Не должно ослабляться напряжение рассудка, способность суждения. Было бы здорово, если б каждый из нас долгие годы пребывал в прекрасном, здоровом и неугасаемом умственном состоянии. И гордостью любого общества может стать рассудочное долголетие и высокая степень осмысленного существования его граждан, полноценная умственная и физическая жизнь, востребованность, где старость не воспринимается как отжившая материя, некроз. Пожилые люди – это наша моральная подпорка, без которой нельзя обойтись. Они прожили жизнь, и многое знают, способны передать молодому поколению богатство чувств и разнообразие опыта. Но функцию их рассудка можно поддерживать заботой и общением с ними, активным включением их в наш круг, в нашу жизнь. Тупеет тот, кто никому не нужен. Ненужность – это страшное ощущение, уничижительное состояние, похожее на смерть при жизни. И нам необходимо понять, что творим зло по отношению к огромному пласту населения, которое нуждается в нас, жаждет нашего участия в их жизни, заботы и уважения. Ведь это так элементарно, но наш эгоизм и себялюбие не всегда позволяют нам заметить то, что кому-то плохо, а может даже и совсем невыносимо. Несчастным приходится смиренно принимать свою судьбу, осознавая беспросветность своего положения, обречённость, не жалуясь при этом никому и не прося милостыню моральную или материальную. Но придёт время, когда мы окажемся на их месте, и поймём жуткую участь старости и беспомощности, полной незащищённости и ненужности. Что создали, то и получим сами; как мы, так и к нам, только нам будет значительно хуже: монстры растут быстрее.
        Развивать самосознание человека можно через побуждение к размышлению. Он должен задаваться вопросами бытия, через них выходить на осмысленный уровень существования. Лишь в этом случае появляется более цивилизованное мышление, определяемое заботой о ближнем. Только так мы можем снизить уровень зла.
        Таким образом, Зло – это не отвлечённое понятие, а фактор нашего человеческого безрассудства. Отсутствие высших идеалов и ценностей бытия обнищает дух общества, распускает его, порождает вседозволенность. Где нет духовного базиса, там присутствуют все условия для процветания зла.
        Быть духовным внутри, этичным во внешней жизни – это обычное религиозное решение. Оно должно быть принято каждым человеком как Закон.

КАК МЫСЛЮ, ТАК И СУЩЕСТВУЮ

 КАК МЫСЛЮ, ТАК И СУЩЕСТВУЮ

Важнейшая задача цивилизации –
научить человека мыслить                                                                                                                                             Эдисон

        Я живу, чтобы научиться мыслить. Чтобы хорошо жить, нужно хорошо мыслить (Др.Мудрость). Человек существует ровно так, как мыслит. И человек есть то, что он мыслит.
        Как я мыслю? Сначала как научили, а потом уже как получится. Родители, школа, окружающие люди принимают самое непосредственное участие в нашем развитии.
        Родителям отводится основная роль в нашем становлении. От всей души можно позавидовать тем детям, которые находили интеллектуальное удовлетворение от бесед со своими «Аристотелями».
        С подачи умной матери ребенок обязательно научится мыслить и чувствовать, воспринимать и правильно реагировать. Он усвоит гуманное отношение к миру и основным его правилом станет –  «не навреди». Никто не должен страдать из-за нас ни в большей и ни в меньшей степени.
        Родители формируют моральную сторону своего ребенка, знакомят со сводом неукоснительных правил. В этот период он начинает познавать основные жизненные ценности, моральные устои, взгляды и понятия, на фоне которых только и может по-настоящему складываться человеческий облик. Мир получит личность. А далее уже самостоятельно. Для этого и развиваемся, чтобы не допустить недостойное потомство.
        Школа. Учитель должен быть талантлив. Во всём! Это особая категория людей, кому мы вверяем своих детей. Образованная и воспитанная личность помогает ребёнку не просто получать необходимые знания, но приучает к сложному умственному труду, направляет его рассудок особым образом.
        Следует отметить, что есть редкий дар у редких людей воспитывать души человеческие: мать ли это, дошкольный педагог, школьный учитель или просто сосед. Невероятное счастье, когда на твоём пути встречаются такие мастера, большие почитатели мудрости.
        Воспитание поколений облагороженного образа – наша с вами первостепенная задача. Духовная ущербность должна быть побеждена. Но начинать необходимо с себя.
        Мы вырастаем и вступаем во взрослую жизнь со всем инструкторским набором, которым нас снабдил мир. Теперь уже мы сами становимся родителями, воспитателями и учителями и должны вдумчиво и разумно проанализировать свой путь взросления и подходы старших поколений к формированию нашей личности. Способны ли мы разглядеть все погрешности в этих подходах, чтобы ни в коем случае не перенести их уже на своих детей и подопечных?
        Личностное развитие происходит на протяжении всей жизни. Но где получить правильные ориентиры? Как самому себя осмыслить и не заблудиться в иллюзиях?
        Сам для себя человек является запутанной загадкой. От нас ускользает собственная личность, при этом хотим понять других людей. Но пути к себе есть и не слишком сложные.
        Начну с того, что предложу читателю простейшую практику наблюдения своих мыслей в разных жизненных обстоятельствах: и когда вы спокойны, и когда взвинчены, когда общаетесь с другими людьми и когда находитесь в одиночестве. Послушайте себя, отследите свои мысли, определите их характер и направленность, ибо они накладывают серьезный отпечаток не только на вашу личность, но и на обстоятельства вашей жизни. И если ваши мысли инфицированы злобой и ненавистью или тоской и тревогой, то нужно принимать серьезные меры, поскольку они неминуемо запустят все механизмы вашего существа для совершения соответствующего действия и приведут к нежелательным последствиям.
        «Самому себя совершенствовать, самому себя образовывать и, в случае склонности ко злу, развивать в себе нравственные качества – вот в чем обязанности человека» – И. Кант.
        Необходимо научиться управлять своими мыслями, как наездник управляет лошадью, окультуривать их, сознательно облагораживать.
        О качестве мыслей можно судить даже по выражению лица человека. Недаром говорят: всё на лице написано. Ибо лицо человека выражает прямо то, что он есть.
        Мысль создает не просто настроение, она оттачивает внешний облик. А древние восточные мудрецы утверждали, что человек становится тем, о чём он думает.
        Наши мысли всецело складывают нас, наш образ, нашу жизнь.  Они являются как бы каркасом нашей личности, ее организаторами и тайной частью. Мы можем не осознавать силу их влияния на нас и в этом наша беда. Необходимо научиться слушать себя и, так сказать, осмысливать собственные мысли. Возможно, тогда мы начнем гораздо лучше себя понимать.
        Мы не сможем правильно сотрудничать с собой, если не добьемся объективной оценки самого себя. Светло и чисто у нас внутри или мрачно и патологично мы можем выяснить через анализ своих мыслей. А далее уже вопрос направления действий.
        Нам важно «увидеть» свои мысли. Нам также важно отследить уровень своего здравомыслия. Носитель жизненных ошибок думает, что к нему неблагосклонна судьба. А если на это посмотреть с другой стороны? Один мудрый человек сказал, что в большом уме заключается без сомнения самый счастливый жребий.
        Что отпущено судьбой, нам неведомо. Но что мы сами делаем со своей судьбой, не задумываемся. Развитая, думающая личность, способна написать самый лучший сценарий своей жизни и следовать ему.
        На самом деле нам практически всегда известен итог того или иного нашего выбора. Мы вполне можем не совершать действие без предварительной обработки в своём уме, но почему-то его совершаем. И плачем.
        И ещё: необходимо помнить и учитывать закон соответствия, о котором неустанно говорил Сведенборг. По Сведенборгу всё происходит по соответствию и не по Сведенборгу тоже. Можно ли с этим не согласиться? Умное не выберет глупое; грязное не приспособится к чистоте, а уродливое не соблазнит прекрасное. И простите меня за жуткую прямоту, но если нечёсаная лахудра, не прочитавшая ни одной умной книжки да ещё и ленивая мечтает выйти за муж за принца, то… .
        Близорукий взгляд не видит картину такой, какая она есть. Правильное восприятие является существенным для каждого правильно функционирующего разума. Ложные представления, несовершенные умственные конструкции, отсутствие эмоциональной устойчивости можно сформулировать как впадение в безрассудность.
        Тот, кто не организовал свой разум, не привёл в порядок свои мысли, находится в огромном минусе, в непрекращающемся страдании. Отсутствие понимания всего этого неминуемо ведёт к потере смысла жизни и соответственно к фрустрации.
        Наше счастье зависит от многих вещей, а это многое зависит от единственного –  умения мыслить. Как мыслю, так и существую!

СУЩЕСТВУЕТ ЛИ ВЫСШАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ?

                                             СУЩЕСТВУЕТ ЛИ ВЫСШАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ?

 

                                                                         «О, Бог! Ты мог бы их спасти, открыв глаза им»

                                                                                                        («Золотые стихи» Пифагора).

 

Существует ли Высшая Справедливость? Это один из главных вопросов человечества. Даже самый ярый атеист время от времени устремляет свой вопросительный взор в бездонную синь неба.

К богу подняться невозможно, если только бог не сойдет в тебя… и поможет что-то понять. Нам не дано измерить бездну, но никто не запрещает в неё заглядывать. Верхоглядством не расширишь горизонты сознания.

Представления о Создателе сопряжены у нас с естественной верой в Высшую Справедливость. Однако практическая сторона жизни нередко преподносит нам «сюрпризы», которые способны развенчать даже самую устойчивую веру в непогрешимость этой Высшей Справедливости. Примеров тому бесчисленное множество.

У нас всегда припасена обвинительная речь в сторону Господа. Тем, кому пришлось в своей жизни столкнуться с вопиющими событиями вряд ли придет в голову поблагодарить за них Бога. Горе, скорее всего, заставит таких людей не только отступить от веры, но даже прибегнуть к самому красноречивому богохульству.

У Омара Хайяма есть такие строки:

 

                                                     О жестокое небо, безжалостный Бог!

                                                     Ты еще никогда никому не помог.

                                                      Если видишь, что сердце обуглено горем, –

                                                      Ты немедля еще добавляешь ожог.

 

К словам этого мудрого человека, наверняка, многие из нас в определенные моменты жизни могли бы  присоединиться без всяких колебаний. В приведенных строках слышится крик раненой души, разуверившейся в существовании Высшей Справедливости. Вера рухнула, а на ее место пришло трагедийное отношение к миру и Богу. Омар Хайям не избежал участи обвинителя.

«Бывает в жизни пора, когда все в душе человека, даже самое лучшее, восстает против Бога. Но бывает и другая пора, когда Бог показывает нам наше ничтожество, дабы наставить на путь истинный», – Франсуа Мориак (1885-1970), фр. писатель («Великие мысли великих людей»).

А между тем вся печаль человеческая, на мой взгляд, состоит в том, что мы не способны быть свободными и независимыми от кого бы то ни было. Мир устроен так, что с первого и до последнего дня своей жизни мы всегда от кого-то зависим. Мы зависим от родителей, воспитателей, учителей, врачей, непосредственных наших начальников, правительства и разных других персон и от всех ждем добра и справедливости.  Вся наша жизнь наполнена разными «опекунами». С одной стороны это вроде бы и хорошо, но с другой – мы перестали быть внутренне самостоятельными, отвыкли нести ответственность за собственную жизнь. За нас всегда кто-то что-то решает, думает и создает. Постепенно мы становимся вялыми и равнодушными, неуверенными в себе, а в ряде  случаев даже крайне беспомощными. Кришнамурти в своей книге «Восемь бесед в Бомбее» говорит об этом следующее: «Мы пытаемся найти кого-либо, кто вывел бы нас из состояния смятения и несчастий. Мне кажется, что мы с большой неохотой обращаемся к самим себе с тем, чтобы непосредственно исследовать проблему. Нам нужен кто-то, кто даст нам готовое решение: нам нужна система, философия, гуру, вождь, который разрешит наши проблемы и приведет нас к внутреннему миру и спокойствию, но это невозможно: мы сами должны разрешить наши проблемы». Это действительно так. Всю ответственность с себя мы нередко пытаемся переложить на чужие плечи. За наши беды обязан кто-то ответить, но только не мы сами.

Говоря по правде, мы не верим в Бога или недостаточно верим. Даже те, кто считает себя глубоко верующими людьми, оскорбляют Бога тем, что в трудные минуты склонны думать и произносить следующие слова: «За что Бог наказал невиновных?» или «так было угодно Богу!».

Мы приписываем Богу криминальные качества. Дескать, это Богу угодно мучить людей кровопролитными войнами, создавать междоусобицы, морить голодом, навлекать болезни, наделять отдельных личностей зверскими качествами для осуществления насилия и так далее.

На самом деле причина всегда лежит на поверхности, и происшедшее событие возникло ни вдруг. Для этого уже были определенные предпосылки, условия, созданные самим человеком, группой людей или целым обществом.

Любое следствие имеет свою причину.  Не было б причины, не возникло бы и следствие. Следствию всегда предшествует причина, по-другому не бывает. Главная причина всех бед человечества или отдельного человека –  несовершенство. И повторю, что мы интенсивнее совершенствуемся через беды, скорбь и страдания, нежели через радостные и счастливые события. К хорошему привыкаем быстро, к плохому – никогда и хорошее забываем быстро, а плохое помним вечно. На это и рассчитана двойственность мира. Страх потерь, физической и душевной боли, одиночества, болезней заставляет нас задумываться над тем, как ликвидировать или хотя бы их уменьшить. Страдания – лучший учитель. Чтобы что-то напрочь отвергнуть и начать решительно действовать для изменения ситуации, нужно досыта настрадаться.

Сделать жизнь счастливее и безопасней – это наша с вами задача. Бог уже создал для нас земной рай, нам остается только его поддерживать. Красота нашей планеты божественна. Здесь всё полноценно. Она приспособлена для самой качественной жизни людей. Однако со всей очевидностью мы хотим жить в аду, его и создаем. Искусственно создаем ад для себя. Адовы муки. Мы настолько смертны, что не нуждаемся в жизни.  Нам предпочтительнее небытие, чем бытие. Для нашего существования и так отведено одно мгновение, но даже это мгновение мы стремимся значительно сократить. Мы коварны и беспощадны сами к себе, но при этом обвиняем Бога в несправедливости. Мы не желаем мирно жить, а Бога ругаем за побоища, которые сами и устраиваем.

Мы несем в себе огромный заряд энергии зла, в нас отсутствуют доброжелательность и жизнелюбие,  всё это является основой нашего бытия. Нельзя посеять одно, а пожать другое. Всё находится в строгом соответствии. Возможно, такое соответствие и является Высшей Справедливостью. Не делай того, что может принести зло или нежелательные события тебе или кому-либо ещё и всё будет в полном порядке.

Внося в мир хаос, мы сами в него и попадаем. Все созданные нами нарушения на нас и обрушиваются. Следует отметить, что всё негативное, что лично мы делаем сегодня,  в дальнейшем будем компенсировать за свой счет. И на эту компенсацию может потребоваться не только наша личная энергия, но, возможно, энергия ряда будущих поколений. Это утверждение далеко не абсурдное. Просто нам пока что ещё непонятна пространственно-временная связь всего и со всем. Так, например, уже сейчас мы оказываем огромное влияние на жизнь и судьбу своих потомков: внуков, правнуков и даже еще более дальних поколений. Люди, условно говоря, напоминают собой сообщающиеся сосуды, простирающиеся в пространстве и во времени. Уже сегодня мы вредим или помогаем потомкам, придавая их жизни роковые черты или, напротив, удачливые и гармоничные. Ничто не проходит бесследно, ничто просто так не случается. Всему есть своя подоплека.

Бог – Вершина Всего Сущего. Мы хотим верить в Его Справедливость. Однако, ожидая справедливости от Бога, мы не стремимся быть справедливыми сами.  А между тем, как только мы люди станем олицетворять собою высшую справедливость, так тут же обнаружим эту справедливость и в Боге. Бог справедлив к нам ровно настолько, насколько мы сами справедливы к себе.

Надеясь на кого-то, мы перестаем верить в свои силы и опираться на них. Тем, кто не верит в себя, нужна вера в кого-то или во что-то. Думая о себе, как о букашке, человек не стремится подняться над собой.

Высшая Справедливость исходит из Любви и заключается в том, что нам людям оказано высокое доверие и широкие возможности творить себя и свою жизнь самостоятельно по своему собственному уразумению, быть совершенно свободными в своих выборах, не находясь под гнетом Высших Сил.

Как только мы до конца поймем, что у нас есть все перспективы стать тем, кем желаем сами и жить так, как выбрали сами, то вероятнее всего начнем относиться  к своим выборам гораздо строже и ответственнее.

Важно научиться ощущать разницу между тем, что ты выбрал сам и тем, что выбрали за тебя. Жизнь утрачивает смысл целиком и полностью в том случае, если у человека отнята свобода выбора себя и своей реальности. Но всё же мы в чем-то ограничены.

Вся Высшая Справедливость в нас самих. Не Бог убивает нас, а мы друг друга; не Бог делает нас несчастными, а мы сами себя.

Бог создал полноценный Мир для счастливого существования в нем всякой твари. Мы пришли в Царство Бога гостями, но возомнили себя хозяевами. Великодушно приглашенные к очередной жизни, мы беспардонно наводим в ней свои порядки.  А между тем Бог собирает нас по крупинкам, как драгоценные камни для великого служения. Благодатью Высшего Духа мы на этой земле. Нам многое дано свыше, иначе в нашем присутствии не было б никакого смысла.

Наша подлинная миссия заключается в сотрудничестве с Ним. Однако такое сотрудничество требует колоссального внутреннего напряжения, где нельзя давать слабину и делать отступления и потому далеко не каждому под силу быть истинным исполнителем. Но Бог терпелив.

Таким образом, Высшая Справедливость в нас самих. Мы ее представители и больше никто! И от того, какие мы сами зависит состояние мира, в  который, между прочим, мы входим  на мгновение, но после себя оставляем  вечность.

 

Раздумья на тему: Смысл жизни.

СМЫСЛ   ЖИЗНИ

 

Жизнь имеет смысл лишь как задача или долг.

Дж. Мадзини.

 

Извечный вопрос, в котором заключена глубочайшая истина! Важнейший вопрос, определяющий жизнь человека. Всё проникнуто смыслами, и мы стремимся их раскрыть, заглянуть в тайны тайн, познать запредельное. Но пока что мы не боги и слишком далеки от понимания подлинной природы вещей. Мы создаём свои теории и придаём всему свои собственные смыслы. Пусть так! Какая-то точка опоры у человека должна быть. Движением души я также выхожу на многие вопросы нашей жизни, размышляю над ними, ищу ответы в книгах и где угодно еще, но бывает, что нахожу их в себе и в совершенно неожиданном ракурсе. Однако ущербная узость мышления затрудняет подход к столь грандиозным темам. Так было построено наше развитие. А бескрылых очень трудно научить летать. Отдельные личности прорываются за пределы обыденного сознания, избавляются от утилитарного мышления и нередко становятся объектом для критики и насмешек. Так было и так будет еще очень долго. Писатели-фантасты обошли подобную судьбу и для потомков оказались пророками. Им и только им можно использовать полет мысли, а остальным нет. И, тем не менее, необходимо выйти из душной и тесной духовно-ментальной темницы, освободиться от всевозможных пут и подняться к свету.

Находясь в неведении непросто осмыслять вечное. Не думаю, что способна выскочить за пределы человеческого сознания, но, сообщить своим мыслям поступательное движение вполне реально.  Для глобальных вещей, разумеется, нужен просветлённый ум, но увеличивать вместимость своего сознания не является невозможным.

Сосредотачиваюсь и начинаю писать.

Вопрос о смысле жизни стар как сама жизнь. Нет, наверно, на земле такого человека, который  хотя бы раз не задумался над тем, какая тайна лежит в его появлении на белый свет, чем обязан он этому миру, нужно ли искать в жизни какой-то смысл или правильнее было бы  самому придать смысл своему существованию.

Вопрос о смысле жизни чрезвычайно труден и многогранен.  Вряд ли кому-то по плечу дать на него исчерпывающий ответ, да еще и с первого захода. Однако философские раздумья весьма полезное занятие. Они способны разбудить в человеке внутреннего мудреца и предоставить ему возможность молвить свое слово. Умственными лучами можно проникать куда угодно: как в глубь себя, так и в космические просторы, было бы желание.

Известно, что жизнь быстротечна и конечна. Особенно остро это осознается в определенном возрасте. В этой связи может появиться состояние некой удрученности, тоски и даже депрессии.  Ведь по существу мы не успели насладиться жизнью, взять от нее всё, что хотелось бы, а на пороге уже осенняя пора, а там не за горами и старость со всеми её «прелестями». Мы протестуем против надвигающегося возраста, начинаем жить прошлым, дорогими сердцу воспоминаниями. Мы боимся грядущего времени, его неумолимого воздействия на нашу внешность и самочувствие. Мы также знаем, что оно приближает нас к завершению жизненного цикла. И хотя всем известно, что неизбежное неизбежно, мы стараемся об этом не думать, и делаем всевозможные попытки притормозить неудержимый ход времени. Мы отказываемся понимать и принимать его законы. Они всегда не соответствует нашим представлениям. Мы ещё полны разных планов, желаний, душевных порывов и испытываем жажду чувств. В нас беспрерывно рождаются мечты и мы уверены, что имеем силы для их осуществления. Но стрелки часов неумолимы и мы не знаем, как их остановить. «Возраст – это тиран, который повелевает» (Делакруа). Кто-то впадает в пессимизм, а кто-то всеми способами старается отвоевать у времени свою молодость, красоту и былую ретивость, но далеко не всем удается смиренно и с пониманием встречать данную реальность с её разнообразными обстоятельствами, адекватно в ней пребывать, не теряя полноты умственной жизни, богатства эмоций и обширности чувств.

А между тем с годами не должен теряться смысл жизни, а, напротив, жизнь может им только наполняться. Приобретённая мудрость, душевный расцвет помогают человеку особо почувствовать свою значимость и необходимость этому миру, с которым всегда можно найти способ взаимодействия. Сложно тем, кто внутренне пуст и равнодушен, кто расточал себя и разбрасывал в жизни налево и направо, осквернял, обанкротив в итоге свое существо физически и психически. «Нет ничего безобразнее старика, который не имеет других доказательств пользы его продолжительной жизни, кроме возраста» (Сенека).

На самом деле в большинстве случаев, на мой взгляд, наиболее серьезный подход к жизни мы начинаем осуществлять лишь во второй её половине, когда созревает ум, раскрывается душевный потенциал, возрастает понимание многих вещей. Вряд ли кого-то в молодости сильно волнует проблема смысла своего существования, скорее в это прекрасное время люди наслаждаются жизнью и в большей степени являются её потребителями. И только в зрелом возрасте мы начинаем о многом всерьёз задумываться. Этот период знаменуется большой осознанностью. Старость не должна являться приговором, она вполне еще может показать свою активность. Но всё происходит по соответствию.

Существует правильное определение человека в почтенном возрасте – старец. В обществе, где не уважается старость, старцев не бывает. Там бывают никому ненужные старики, груз общества.

Вообще было бы очень хорошо, если бы в нашем государстве была разработана глобальная программа жизни и развития человека от момента рождения и до завершения его жизненного цикла, где всё продумано до мелочей.

Каждому должны быть известны все перспективы его бытия. Тогда исчезнут страхи и неуверенность, а их место займут спокойствие и включённость в жизнь. Нельзя допускать, чтобы люди влачили своё существование. Никто не должен оказаться выброшенным за борт жизни.

Нельзя превращать человека в тупое бесполезное существо. Его нужно хорошо учить, лечить, кормить, создавать все условия для достойной и полноценной личной и общественной жизни.

Мы живем в несовершенном мире, а значит опасном и непредсказуемом. Изменить его, сделать менее коварным – это наша с вами земная задача. Сколько бы мы не отгораживались высокими заборами от внешнего мира, сила его влияния проникнет в любую щель нашей частной жизни. Частное всегда во власти общего.

Смысл своей жизни мы сузили до минимума, лишь до уровня своих личных потребностей. Если этот смысл не выходит за пределы собственного порога, то он чрезвычайно ограничен. Посадить дерево, построить дом и вырастить сына – естественная задача каждого из нас. Но это не должно быть единственной и окончательной ценностью бытия. Когда ты поймёшь, что мир, в котором живёшь, является частью тебя, а ты его частью и он нуждается в тебе, то на ум приходят какие-то глобальные цели. Ты приходишь к пониманию, что, принимая жизнь, ты должен нести не только свою собственную ношу, но и часть ноши мира. Об этом говорил Шри Ауробиндо.

На самом деле подсознательно мы понимаем, как сильно устали от всего пустого и ложного в этой жизни, наносного и бесполезного. Душа горит желанием  выразить себя, мы чувствуем нестерпимую потребность во встрече с подлинными личностями и мечтаем войти в значимые события. Мы жаждем перемен, но одновременно боимся их, ведь любые перемены требуют от нас предельной напряженности, к которой мы не всегда готовы. Нервные и уставшие, мы ищем тишины и покоя, но, обретя его, вдруг начинаем понимать, что лишили себя движения.  С одной стороны мы ощущаем потребность в действии, с другой, осознаем, как много сил требуется для этих самых действий.

Мы не можем себя правильно организовывать, мы терзаемы противоречиями и от этого теряем энергию и внутреннюю устойчивость. Мы исчерпаны раньше времени, но при этом надеемся, что когда-нибудь наверстаем упущенное и начнем жить по-настоящему. «Много людей живет, не живя, но, только собираясь жить» (Белинский).

Мы заняты поиском смысла жизни, тогда как каждое мгновение бытия наполнено им доверху. Нередко мы не видим то, что лежит на поверхности.

Такие хрупкие и ранимые мы желаем вершить великие дела, а нередко агрессивные и непредсказуемые берёмся сделать мир добрее. Мы хотим переделать мир, не переделав себя. Так не бывает!

Миром нужно заниматься. И для масштабных дел нужны масштабные личности. Но каждый из нас в меру своих возможностей может сделать что-то для общего блага.

И все-таки ни при каких условиях даже самых сложных мы не должны себя терять. Наоборот, жизнь – это школа, порой очень суровая, но, безусловно, полезная. События учат нас уму-разуму. Именно через события мы обретаем понимание, через них растем, закаляем свой дух и становимся настоящими.

Радости вкушать нетрудно, лучше крепким в горе будь!

Руставели

Смысл жизни может заключаться в безбоязненном освоении этой самой жизни, полноценном в ней функционировании, осуществлении самых лучших своих идей. И тогда не появится ощущение того, что ты не жил или жил и мучался, а может, прожил зря, потратив время впустую. «…Ты существуешь здесь для деятельности, твоя деятельность, только твоя деятельность, определяет твою ценность» (И.Фихте).

Не стоит думать о тщетности жизни. Марк Аврелий твердил, что, несмотря на тщетность жизни человека, перед ним стоят высокие нравственные задачи, которые он, повинуясь долгу, должен выполнять. Смысл жизни может заключаться и в простом человеческом счастье. Никто не отменял радости жизни.  Мы не бестелесные существа и потому нам не чуждо всё земное и человеческое. Каждый из нас нуждается в любви. Любовь – это высшая благость. Без неё не может быть счастья ни в чём. Это главная ценность, основная человеческая потребность. Несчастный не осчастливит. Но любящий обогатит. Обогатит своими чувствами, эмоциями и красотой. Любящий источает нечто прекрасное и полноценное. Любить и быть любимым – это то, к чему стремится каждый нормальный человек. В этом, пожалуй, основной смысл жизни.

Все прекрасное держится на любви. Это великое чувство. Всепробуждающее. Исцеляющее. Окрыляющее. Вдохновляющее. Это движущая сила. «Любовь столь всесильна, что перерождает и нас самих» (Достоевский). И надо понимать, что я говорю о любви, а не о любовном безумстве. И любовью можно замучить. Не следует называть любовью то, что к ней не имеет никакого отношения. Любовь не отнимает разум, это делает болезнь. Любовь не означает «захватить», она не ограничивает свободы другого человека, не вгоняет в рабство и не нарушает законы его внутреннего развития и самоидентификации. Но это к слову.

Говоря о смысле жизни человек, скорее всего, подразумевает тайный её аспект – предназначение, миссию. Но, даже не зная этого, можно вполне успешно осуществлять свои жизненные планы, профессиональные и семейные. В чём трудность?

Человек мыслящий, духовно развитый способен достичь понимания смысла жизни и своего в ней предназначения. «Единственное счастье жизни – это постоянное стремление вперед» (Э.Золя).

А я скажу так: помогай этому миру в силу своих возможностей – это и будет самым достойным смыслом твоей жизни!